В целях развития малых населенных пунктов в Республике Беларусь, действующими нормативными правовыми актами предусмотрен ряд налоговых льгот для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности, малых городских поселениях. Одним из таких нормативных правовых актов является Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. №6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (с изменениями и дополнениями, далее - Декрет №6).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета №6 коммерческие организации Республики Беларусь при одновременном соблюдении условий, установленных Декретом №6, в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации вправе:
- не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
- не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость.
К условиям применения налоговых льгот Декрета №6 относятся следующие:
- местом нахождения организации должна быть территория средних, малых городских поселений, сельской местности.
- организация не должна быть создана после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также путем присоединения к ней других юридических лиц Республики Беларусь;
- организация должна осуществлять на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг);
- со дня государственной регистрации организации не истекло семь календарных лет;
- наличие сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном порядке, в котором в качестве организации, осуществляющей производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), указана эта организация;
- реализация товаров (работ, услуг) собственного производства должна осуществляться в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства).
Помимо указанных условий обязательным требованием для применения льготы по налогу на прибыль, установленной Декретом №6, является ведение раздельного учета выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую распространяется такая льгота, и затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг).
Льгота по налогу на недвижимость не применяется в отношении налога на недвижимость:
- со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
- со стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства;
- со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, включенных в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными Советами депутатов или по их поручению областными исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
Для применения в отчетном квартале льготы по налогу на недвижимость в соответствии с Декретом №6 дополнительным условием также является осуществление реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением предоставления имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование) в квартале, предшествовавшем отчетному.
Налоговые льготы Декрета №6 не применяются при осуществлении организацией следующих видов деятельности: риэлтерской деятельности; деятельности в сфере игорного бизнеса; лотерейной деятельности; деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр; производства и (или) реализации подакцизных товаров; производства и (или) реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; изготовления ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок; деятельности в рамках простого товарищества.
Если вы решили завести овчарку или бультерьера не забывайте о том, что таких собак считают опасными. Поэтому, прежде чем это сделать, ознакомьтесь с перечнем потенциально опасных пород собак. Кроме того, следует помнить, что за дружбу с четвероногим вам придется заплатить налог за владение собаками.
Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица - владельцы собак, зарегистрированные на территории Брестского района. Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше. Налоговая база определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода. Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.
В связи с предоставленным правом местным Советам депутатов уменьшать ставки налога за владение собаками не более чем в два раза, Брестский районный Совет депутатов решением от 14.01.2016 №110 (с изменениями и дополнениями) установил ставки в размере 0,75 базовой величины за владение собаками породы собак, включенные в перечень потенциально опасных пород собак и в размере 0,15 базовой величины в иных случаях. При исчислении суммы налога принимается размер базовой величины, установленный на 1-е число первого месяца налогового периода.
Перечень потенциально опасных пород собак, утвержден постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 № 40.
Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за жилищно-коммунальные услуги), т.е. сумма налога включается в квартплату.
От налога за владение собаками освобождаются:
инвалиды по зрению, владеющие собакой-поводырем;
ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
инвалиды I и II группы;
неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, владеющие не более чем одной собакой, при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц, за исключением военнослужащих срочной военной службы, граждан, направленных на альтернативную службу, а также лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы (при наличии подтверждающих документов);
проживающие в одноквартирных или блокированных жилых домах, в случае если собака не используется в предпринимательской деятельности.В соответствии с разъяснением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь N 3-1-10/1506 от 22.08.2018 по вопросу уплаты НДС при ввозе товаров индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог) сообщаем, что в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 N 222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" при приобретении товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) за наличный расчет индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога, осуществляющие розничную торговлю, обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение таких товаров.
Ввоз товаров на территорию Республики Беларусь признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). При ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС взимание НДС осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и международными договорами, в том числе актами, составляющими право ЕАЭС (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 115, пункт 1 статьи 139 НК). Таким документом является Договор о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014).
Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).
В соответствии с пунктом 20 Протокола одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС в налоговый орган налогоплательщиком представляются, в частности, следующие документы:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;
- выписка банка, подтверждающая фактическую уплату НДС по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате НДС;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь;
- счета-фактуры - в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;
- договор (контракт), на основании которого импортированный товар был приобретен;
- информационное сообщение - в случаях, когда в сделке участвуют три и более лица.
Учитывая, что объектом налогообложения НДС является исключительно факт ввоза товаров с территории, в частности, Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели обязаны производить исчисление и уплату НДС в отношении ввозимых товаров, в том числе и в случае отсутствия кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату ввезенных товаров.Информация для физических лиц, планирующих осуществлять реализацию на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах продукцию цветоводства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по реализации продукции цветоводства, ТОЛЬКО на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 52,92 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – 50,67 руб.,
- в других населенных пунктах – 29,28 руб. за месяц.
Обращаем внимание, что физические лица в рамках заявительного принципа могут реализовывать на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, как самостоятельно выращенные цветы, так и приобретенные для реализации.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.
В соответствии с положениями подпункта 1.10 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), вступившего в силу с 01.01.2019, белорусская организация обязана представлять не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, в налоговый орган по месту постановки на учет по установленной форме информацию о движении денежных средств по открытым счетам в банке и иной кредитной (финансовой) организации за пределами Республики Беларусь, за исключением корреспондентских счетов.
Учитывая, что в 2018 году у белорусских организаций отсутствовала обязанность по сбору и обобщению вышеназванной информации, указанные сведения должны представляться ими впервые за 2019 год не позднее 31.03.2020.
В настоящее время Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь проводятся мероприятия по реализации положений Кодекса, в том числе по утверждению формы информации о движении денежных средств по счетам, открытым в банках-нерезидентах.В соответствии с пунктом 5 Перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147, за Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь закреплены следующие сферы контроля, в которых применяются чек-листы:
контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья.
С целью повышения правовой осведомленности субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах: игорного бизнеса, производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборота табачного сырья, о подлежащих соблюдению актуальных требованиях нормативных правовых актов, информируем о наличии возможности самостоятельного заполнения контрольного списка вопросов (чек-листа) с целью проведения самоконтроля.
Формы контрольных списков вопросов (чек-листов), применяемых налоговыми органами, утверждены приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.04.2013 № 32 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов) и признании утратившим силу приказа Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 118» и размещены на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по электронному адресу: http://www.nalog.gov.by/ru/kontrol-za-otd-gruppami-tovarov/.С 1 января 2019 года индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом, вправе в отношении таких видов деятельности применять иной порядок налогообложения, т.е. перейти на уплату подоходного налога с физических лиц либо на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (п. 5 ст. 336 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Индивидуальные предприниматели, предоставляющие в наем (поднаем) жилые помещения, а также сдающие в аренду (субаренду) садовые домики, дачи, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), и уплачивающие в отношении такой деятельности единый налог, не вправе перейти на применение УСН.
В соответствии с п. 2 ст. 337 НК индивидуальные предприниматели, изъявившие желание продолжить применение единого налога, обязаны будут применять этот режим налогообложения до окончания календарного года.
Одним из существенных изменений является то, что с 2019 года для индивидуальных предпринимателей перечень объектов налогообложения единым налогом максимально расширен и включает в себя любые виды услуг и работ, оказываемых и выполняемых в интересах потребителей.
Изменился отчетный период для индивидуальных предпринимателей – отчетным периодом с 2019 года признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность.
Для индивидуальных предпринимателей установлен ежеквартальный порядок предоставления налоговых деклараций не позднее 1-го числа отчетного периода. При этом сохранена действующая ежемесячная уплата единого налога - не позднее 1-го числа каждого календарного месяца, в котором им осуществляется деятельность.
Однако, индивидуальными предприниматели, являющиеся на 1 января 2019 года плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и у которых в 2018 году отчетным периодом по указанному налогу признавался календарный месяц, налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за январь, февраль, март 2019 года будут предоставляться ежемесячно не позднее 1-го числа каждого месяца первого квартала 2019 года.
Сохранена обязанность индивидуальных предпринимателей производить доплату единого налога по ставке в размере 5% в случаях превышения валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) над сорокакратной суммой единого налога – такая доплата производится по итогам каждого квартала, в котором имело место указанное превышение.
В целях упрощения налогового администрирования с 1 января 2019 года в приложении 24 к НК для каждого региона установлены конкретные размеры ставок единого налога по каждому виду деятельности. При этом Минскому городскому и областным Советам депутатов предоставлено право уменьшить установленные НК ставки, но не более чем в 2 раза.
С учетом данных изменений п. 9 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» определено, что исчисление и уплата единого налога индивидуальными предпринимателями производиться:
- за январь 2019 г. – по ставкам, установленным решениями областных и Минского городского Совета депутатов, действовавшими в декабре 2018 г. (далее – решения);
- за февраль 2019 г. – декабрь 2020 г. – по наименьшим ставкам, определенных исходя из ставок, установленных решениями, либо из ставок, установленных в приложении 24 к НК с учетом новых принятых решений (при их принятии).
При изменении ставок единого налога измененные ставки применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после вступления в силу соответствующих решений.
В отношении новых видов деятельности, по которым ставки единого налога ранее не были установлены, исчисление и уплата единого налога будут производиться плательщиками исходя из ставок, установленных НК для соответствующего вида деятельности.
Плательщики, состоящие на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району более подробную информацию могут получить в инспекции по адресу: г. Брест, ул. Наганова, д. 10 либо по тел. 28 53 41, 21 24 66.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 636 принята новая редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров (далее Правила).
Обращаем внимание, что информация, предусмотренная пунктами 162 и 163 Правил, должна быть представлена в инспекцию МНС по Брестской области не позднее 20 октября 2018 года. Обязанность информировать налоговые органы возложена на диспетчеров такси (резидентов и нерезидентов Беларуси) и автомобильных перевозчиков, самостоятельно выполняющих прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и Интернета, в том числе посредством электронной информационной системы (далее - перевозчики).
Пунктом 162 Правил установлена обязанность диспетчера такси и перевозчика предоставлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа по форме согласно приложению 6 к Правилам.
Пунктом 163 Правил утверждены требования к электронным информационным системам. Так, электронные информационные системы, помимо прочего, должны обеспечивать передачу до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, полной и достоверной информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси но форме согласно приложению 7 к Правилам.
Форматы представления информации определены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.09.2018 № 22 «О представлении информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси» (далее - постановление № 22).
Информация, согласно постановлению № 22, должна быть предоставлена в инспекцию МНС по Брестской области (код 201) за 3 и 4 кварталы 2018 года по срокам 20 октября 2018 г. и 20 января 2019 г. в виде электронного документа путем направления в АРМ «Плательщик» сообщения в свободной форме с вложением, с приложением файла в формате XLSX, подписанных электронной цифровой подписью, а в последующем (по срокам 20 апреля 2019 г. и далее) путем передачи данных в виде электронного документа в формате XML посредством АРМ «Плательщик».
Полный текст постановлений можно получить на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, по интернет адресам:
http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800636&pl=l
http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21833527&pl=l&p5=0В соответствии с п. 1 ст.43 Налогового кодекса Республики Беларусь под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
В отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории сельской местности и малых городских поселений, ряд налоговых льгот предусматривает Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее Указ № 345.).
В частности, предусмотрены преимущества в налоговом обложении для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сельской местности и на территории малых городских поселений организацию общественного питания в объектах общественного питания и оказывающих бытовые услуги. Также льготные условия установлены для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сельской местности розничную торговлю в тортовых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках.
При этом под территорией сельский местности понимаемся территория Республики Беларусь, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тысячи человек. А под территорией малых городских поселений - территория поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой составляет более 2 тысяч человек, но не превышает 10 тысяч человек.
Перечень населенных пунктов и территории вне населенных пунктов, относящиеся к территории сельской местности и малых городских поселений, в рамках которых применяются льготы, определяется областными Советами депутатов. Брестским областным . Советом депутатов подобный перечень был утвержден решением от 27.11.2017 № 286 в приложениях 1 и 2.
В рамках Указа № 345 предусмотрены следующие льготы: для плательщиков НДС - обороты по реализации товаров (работ, услуг), возникающие на указанных территориях, освобождаются от НДС;
для плательщиков подоходного налога - доходы от деятельности на указанных территориях, уменьшенные на сумму налоговых вычетов применяемых последовательно в соответствии со статьями 168, 164-166 Налогового кодекса Республики Беларусь, облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 6 процентов.
для плательщиков единого налога осуществляющих деятельность на указанных территориях, признаваемую объектом налогообложения единым налогом, налог составляет одну базовую величину за месяц.
Обратим внимание. что указанные льготы допускаются к применению при условии ведения в установленном законодательством порядке раздельного учета оборотов (выручки, доходов) по (от) реализации товаров (работ, услуг), А в п. 2 Указа № 345 отмечены виды деятельности, на которые действие документа не распространяется.
В дополнение отметим, что Указ № 345 является временным, поскольку действие его ограничено периодом с 01.01.2018 - по 31.0l.2022 гг.
Дополнительную информацию можно получить по телефонам 80162-212481, 80162-285320, 80162-285318 либо по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб. 423, 425.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району информирует, что в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее - Положение № 924/16), в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в системе контроля кассового оборудования (далее - СККО), юридические лица и индивидуальные предприниматели не позднее следующего рабочего дня уведомляют об этом РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее - РУП ИИЦ).
Вместе с тем, в настоящее время РУП ИИЦ выполняются работы по модернизации инфраструктуры автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования (далее - АИС ККО), влияющие на быстродействие и доступность АИС ККО, планируется завершить в первом квартале 2019 года.
С учетом изложенного, а также ввиду того, что имеют место случаи, когда субъекты хозяйствования, использующие кассовое оборудование с установленным СКНО, направляют информацию в РУП ИИЦ, а ответа не получают, в том числе в связи с вышеуказанными обстоятельствами, в целях снятия напряженности в предпринимательской среде МНС введен временный, до 01.04.2019, мораторий по исполнению субъектами хозяйствования пункта 8 Положения № 924/16.
Таким образом, субъекты хозяйствования в период до 01.04.2019 могут не направлять в РУП ИИЦ информацию, предусмотренную в пункте 8 Положения № 924/16 (административная ответственность за не направление такой информации не предусмотрена).