Единый налог является обязательным режимом налогообложения, который распространяется на организации и начало применения которого обусловлено осуществлением деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов (далее - услуги по обслуживанию и ремонту) и наличием списочной численности работников организации за месяц не более 15 человек.
При этом подпунктом 5.3 пункта 5 статьи 378 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее- НК) определен перечень услуг, которые относятся к услугам по обслуживанию и ремонту. Помимо прямо поименованных в перечне к услугам по обслуживанию и ремонту также относятся услуги, которые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. №83, классифицируются в классе 45.20 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств" и категории 45.40.5 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов".
В случае если организация выполняет работы по мойке, полировке лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборке автомототранспортных средств или их компонентов и не оказывает иные услуги, относимые к услугам по обслуживанию и ремонту, то обязанности исчислять и уплачивать единый налог у такой организации не возникает. Однако если помимо работ по мойке, полировке лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборке автомототранспортных средств или их компонентов организация также оказывает иные услуги по обслуживанию и ремонту, относимые к таковым в соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 статьи 378 НК, то с 1-го числа месяца, за который списочная численность работников организации составит не более 15 человек и в котором осуществлялись эти услуги, организация обязана начать применение единого налога в отношении всех услуг по обслуживанию и ремонту, включая мойку, полировку лакокрасочного покрытия воском (тефлоном), уборку автомототранспортных средств или их компонентов.
Плательщики единого налога при одновременном осуществлении иной деятельности кроме оказания услуг по обслуживанию и ремонту и (или) осуществлении внереализационных операций в отношении этой иной деятельности и внереализационных операций уплачивают налоги в общеустановленном порядке. При этом они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту и затрат по производству и реализации этих услуг.
Следует отметить, что обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту, оказанных плательщиком единого налога, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом с 2019 г. плательщику предоставлено право исчислять и уплачивать НДС в календарном году в отношении оборотов по реализации услуг по обслуживанию и ремонту в случае принятия им такого решения, которое должно быть отражено в его учетной политике. В таком случае исчисление и уплата НДС производятся в течение всего периода применения единого налога в календарном году в отношении всех оборотов по реализации услуг по обслуживанию и ремонту.
Налоговая база для определения единого налога представляет собой денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту. Доходом от оказания услуг по обслуживанию и ремонту признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период.
С 2019 г. базовая доходность рассчитывается путем деления ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленной согласно приложению 24 к НК.
При этом НК предоставляет право областным Советам депутатов уменьшать либо увеличивать базовую доходность.
Следует помнить, что при принятии местными Советами депутатов решения об отмене ранее принятого решения либо принятии решения о корректировке базовой доходности в ином размере исчисление и уплата единого налога исходя из ранее установленного размера базовой доходности прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие решения вступили в силу.
Порядок применения базовой доходности для исчисления единого налога с учетом принятых местными Советами депутатов решений отражен в таблице.
Ставка единого налога составляет 5%, налог исчисляется ежемесячно без нарастающего итога.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу на вмененный доход (далее - декларация по единому налогу) за налоговые периоды 2019 г. представляется по форме согласно приложению 22 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. №2 "Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей". Срок представления декларации по единому налогу - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В целях упрощения налогового администрирования с 1 января 2019 года в приложении 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее - НК) для каждого региона установлены конкретные размеры ставок единого налога по каждому виду деятельности. При этом Минскому городскому и областным Советам депутатов предоставлено право уменьшить установленные НК ставки, но не более чем в 2 раза.
В переходный период, плательщики производят исчисление и уплату единого налога по наименьшей из ставок единого налога, установленных для осуществляемого вида деятельности решением Брестского областного Совета депутатов от 16.12.2016 № 218 «Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившими силу решений Брестского областного Совета депутатов от 3 марта 2016 г. N 145 и от 27 сентября 2016 г. N 191» (далее – решение № 218) либо в приложении 24 к НК.
Обращаем внимание, что частью второй пункта 1 решения № 218 установлен понижающий коэффициент в размере 0,5 к ставкам единого налога для индивидуальных предпринимателей, проживающих и осуществляющих деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории Брестской области, за исключением городов Барановичи, Бреста, Пинска.
В связи с этим, индивидуальные предприниматели, имеющие право на применение понижающего коэффициента 0,5 к ставкам единого налога, вправе при определении наименьшей ставки единого налога учитывать ставку единого налога, установленную решением № 218 с учетом понижающего коэффициента.
В отношении новых видов деятельности, по которым ставки единого налога ранее не были установлены, исчисление и уплата единого налога производится плательщиками исходя из ставок, установленных НК для соответствующего вида деятельности.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району напоминает о необходимости уплаты земельного налога и налога на недвижимость и предлагает в целях равномерного распределения семейного бюджета уплачивать причитающиеся платежи заблаговременно либо поэтапно частями.
Уплату налогов можно произвести наличными денежными средствами в отделениях банка и почтовой связи, в том числе и налоговом органе, а также безналичным путем, используя банковскую карточку, с помощью платежно-справочных терминалов РУП «Белпочта» и инфокиосков ОАО «Беларусбанк», а также через Интернет-банкинг.
В настоящее время, почтой, всем плательщикам имеющим в собственности земельные участки, объекты недвижимости вручены извещения на уплату налогов за 2019 год.
В случае если физическому лицу не вручено извещение на уплату налогов или не предоставлены льготы, предлагаем обратиться в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения.
Дополнительную информацию можно получить по телефонам: 28-53-06; 21-24-71; 21-24-53, 28-53-45 либо по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб. 205, 209, 211.Напоминаем субъектам хозяйствования, осуществляющим функции диспетчеров такси (резидентам и нерезидентам Беларуси), и автомобильным перевозчикам, самостоятельно выполняющим прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и Интернета, в том числе посредством электронной информационной системы (далее – перевозчики), о необходимости представления в налоговые органы информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси.
Пунктом 162 Правил установлена обязанность диспетчера такси и перевозчика представлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа по форме согласно приложению 6 к Правилам.
Пунктом 163 Правил владелец электронной информационной системы должен обеспечить передачу в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, полной и достоверной информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси по форме согласно приложению 7 к Правилам.
Обращаем внимание, что информация, предусмотренная пунктами 162 и 163 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» (с изменениями и дополнениями, далее – Правила), должна быть представлена в инспекцию МНС по Брестской области до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с нормами постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.09.2018 № 22 «О представлении информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси», информация должна быть представлена путем передачи данных в виде электронного документа в формате XML посредством АРМ «Плательщик».
Полный текст постановлений можно получить на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь по интернет адресам:
Инспекция Министерств по налогам и сборам по Брестскому району информирует.
Белорусские организации и физические лица имеют возможность в электронном виде обращаться в налоговый орган и получать (через АРМ «Плательщик») справки (сертификаты), подтверждающие их налоговое резидентство для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения.
С 28.06.2019 на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь доступен сервис «Проверка электронного сертификата налогового резидентства, выданного в Республике Беларусь». Сервис доступен в разделе «Электронные сервисы» на сайте www.nalog.gov.by, а также по ссылке http://www.portal.nalog.gov.by/web/nalog/cerverif
Описание того, как с использованием названного сервиса проверить сертификат (справку) налогового резидентства, выданный белорусским налоговым органом в форме электронного документа, доступно на сайте МНС www.nalog.gov.by в разделе «Новости Министерства» (http://www.nalog.gov.by/ru/news_ministerstva_ru/view/kak-proverit-elektronnyj-sertifikat-nalogovogo-rezidentstva-vydannyj-v-respublike-belarus-how-to-check-an-33892/ ).
Сервис может быть полезен для белорусских субъектов хозяйствования и нерезидентов, от которых они получают или планируют получать доходы.
Инспекция МНС по Брестскому району в связи со вступлением в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)) разъясняет следующее.
В состав прочих нормируемых затрат с 1 января 2019 г. включается ряд расходов (выплат), в отношении которых редакцией НК, действовавшей до 1 января 2019 г., был установлен прямой запрет на учет при налогообложении прибыли.
На основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 171 НК в состав прочих нормируемых затрат включены, в том числе выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, в виде:
- доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер;
- доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии.
Справочно:
До 2019 года не подлежали учету при налогообложении выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 131 НК), единовременные выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление, за исключением установленной законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (подпункт 1.7-3 пункта 1 статьи 131 НК).
Вместе с тем, при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах не предусмотренные законодательством, а также сверх размеров, установленных законодательством.
Следовательно, с 1 января 2019 г. выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах либо учитываются при налогообложении прибыли без ограничений, либо включаются в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении, либо не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Выплаты, которые уменьшали налогооблагаемую прибыль до 1 января 2019 г. на основании ранее действующей редакции Налогового кодекса, учитываются при налогообложении прибыли как затраты по производству и реализации и в текущем налоговом периоде.
Затраты на оплату труда и другие выплаты, надбавки работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат включаются в состав прямых затрат на оплату труда и формируют себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (часть 4 пункта 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).
Так, например, как и до 1 января 2019 г. в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль уменьшают без ограничений:
повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подпункт 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»);
надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и должностным окладам за сложность и напряженность работы, за эффективность труда, за высокую квалификацию и достижения в труде, за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) работникам, деятельность которых связана с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Кроме этого, доплаты, компенсации, пособия, установленные законодательством, при налогообложении прибыли учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – затраты по производству и реализации), если законодательством не устанавливается их минимальный размер или не установлен предел, но только в том случае если основания таких выплат связаны с процессом производства и реализации.
Например, доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 ТК) учитываются в составе затрат по производству и реализации, поскольку законодательством не установлен ни минимальный размер, ни предел, а сама доплата связана с процессом производства и реализации.
Также в составе затрат по производству и реализации учитываются доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 62 ТК), поскольку постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» установлен размер такой доплаты и не определяется минимум или предел.
К прочим нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении прибыли относятся доплаты, компенсации, пособия, предусмотренные законодательством, сверх минимального размера или в пределах, установленных законодательством.
К таким доплатам, например, относится доплата за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, поскольку ст. 69 ТК установлена обязанность доплаты работникам со сдельной оплатой труда - не ниже сдельных расценок; работникам с повременной оплатой труда - не ниже часовых тарифных ставок (окладов). При этом в данном случае минимальный размер определяется с учетом той часовой тарифной ставки, которая применяется для расчета оплаты труда нанимателем.
Ряд доплат, компенсаций, пособий не учитывается при исчислении прибыли на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК, как и до 1 января 2019 г., так как они не установлены законодательством, либо выплачиваются в размерах, свыше установленных законодательством.
Например, наниматель принимает решение производить доплаты за наставничество, когда законодательно такая доплата в отрасли не установлена. В таком случае эта доплата не будет учитываться при исчислении налога на прибыль, поскольку не оказывает влияния на процесс производства и реализации.
Также с 1 января 2019 г. в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются суммы единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 171 НК).
Статьей 182 ТК установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части - при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Таким образом, вне зависимости от того, какая терминология использована для обозначения единовременной выплаты на оздоровление в коллективном договоре, соглашении, трудовым договоре – единовременная выплата или материальная помощь или пособие, суммы такой выплаты подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат.
При этом, поскольку НК не содержит указания о сроках такой выплаты, то в случаях, когда коллективным договором, соглашением, трудовым договором предусматривается обязанность нанимателя производить единовременную выплату (материальную помощь, пособие) на оздоровление не при уходе работника в отпуск, а, например, в конце года, такая выплата также включается в состав прочих нормируемых затрат.
Если же выплаты на оздоровление производятся несколько раз за год (т.е. не единовременно), для включения в состав прочих нормируемых затрат может быть принята только одна из таких выплат (как правило, выплата к отпуску).
Иные (производимые в ином порядке) выплаты для оздоровления, лечения, приобретения санаторно-курортных путевок и т.п., осуществляемые дополнительно к единовременной выплате на оздоровление, рассматриваются как выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством, и учету при налогообложении не подлежат на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК.
По общему правилу, обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством (далее – взносы в ФСЗН), относящиеся к затратам, учитываемым при налогообложении, принимаются в качестве затрат по производству и реализации (подпункт 2.5 пункта 2 статьи 170 НК), а все иные взносы в ФСЗН (за исключением указанных в подпункте 2.5 пункта 2 статьи 170 НК или включаемых в первоначальную стоимость амортизируемых активов) принимаются в качестве внереализационных расходов (подпункт 3.34 пункта 3 статьи 175 НК).
Взносы в ФСЗН, приходящиеся на выплаты, фактически учтенным в составе прочих нормируемых затрат, организации вправе учесть в составе затрат по производству и реализации в случае обеспечения раздельного учета таких выплат. В таком случае в составе внереализационных расходов учитываются взносы в ФСЗН в части, приходящейся к сумме выплат, фактически не учтенных при налогообложении прибыли.
При отсутствии такого раздельного учета вся сумма взносов в ФСЗН, приходящихся на осуществляемые организацией выплаты, возможные к включению в состав прочих нормируемых затрат, подлежит включению в состав внереализационных расходов.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району напоминает, что с 2019 года изменился порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов при оказании экспортируемых транспортных услуг.
Так, основанием для применения ставки НДС в размере 0 процентов является представление плательщиком в налоговый орган информации путем направления электронного счет-фактуры (далее-ЭСЧФ) с указанием в нем следующих сведений:
даты и номера договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг (для экспедиторов - даты и номера договора транспортной экспедиции);
даты и номера международного транспортного (товарно-транспортного документа) или иного международного документа (для экспедитора - даты номера заявки (задания или иного документа));
маршрута перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа (для экспедиторов - маршрута экспедирования грузов) (ч.6 п.2 ст.126 Налогового кодекса Республики Беларусь-далее –Налоговый кодекс). Маршрут перевозки (экспедирования) указывается в строке 31 ЭСЧФ «Дополнительные сведения» либо в графе 2 раздела 6 «данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам».
Помимо этого, в ЭСЧФ в графе 3.2 «ОКЭД» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» обязательно должен быть указан код вида экономической деятельности согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 (п.п.26.2.2 п. 26 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016г. №15 (в редакции, действующей с 23.02.2019).
В отношении реализации экспортируемых транспортных услуг, обороты по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость (далее-НДС) НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, электронный счет-фактура (далее-ЭСЧФ) создается и направляется на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации данных услуг (подп. 8.2 п. 8 ст. 131 Налогового кодекса).