Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району в целях соблюдения субъектами хозяйствования установленного порядка приема наличных денежных средств информирует, что в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщики обязаны обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, установленном законодательством.
Данный порядок установлен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее – Положение №924/16), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (с учетом внесенных изменений и дополнений, далее – Постановление №924/16).
Пунктом 11 Положения №924/16 установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели используют кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, билетопечатающую машину, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре, при условии установки на них средств контроля.
В пункте 35 Положения №924/16 перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования.
При этом согласно пункту 37 Положения №924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств (в том числе авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
В настоящее время таким документом является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912».
Следует отметить, что ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) либо порядка использования кассового оборудования предусмотрена статьей 12.18 и частью 1 статьи 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях соответственно.13.05.2020 на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) опубликованы решения Совета ЕЭК от 18.11.2019 №127 «О введении маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации», № 128 «О введении маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации», № 129 «О введении маркировки шин и покрышек пневматических резиновых новых средствами идентификации», № 130 «О введении маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации» (далее – решения), которые вступают в силу с 12.06.2020.
Решениями установлена возможность получения кодов маркировки российского образца субъектами хозяйствования других государств-членов Евразийского экономического союза, на территории которых такая маркировка не введена.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р введена маркировка ряда товарных групп:
шины и покрышки пневматические резиновые новые – с 1 декабря 2019 (запрет на оборот немаркированной продукции – с 1 ноября 2020 );
товары легкой промышленности – с 1 декабря 2019 (запрет на оборот немаркированной продукции – с 1 января 2021);
фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки – с 1 декабря 2019 (запрет на оборот немаркированной продукции – с 1 октября 2020);
духи и туалетная вода – с 1 декабря 2019 (запрет на оборот немаркированной продукции – с 1 октября 2020).
Обращаем внимание, что выдача кодов маркировки может осуществляться только с момента вступления решений в силу
(с 12.06.2020).
Для заключения соответствующих договоров и осуществления иных организационно-технических мероприятий в целях подготовки к началу маркировки продукции заинтересованным можно обращаться в
РУП «Издательство «Белбланкавыд».
В ходе проведения налоговым органом Брестской области выборочной проверки организации установлен факт совершения хозяйственной операции, основной целью которой являлась неполная уплата налога на прибыль.
Так, организацией в проверяемом периоде получен займ от гражданки, состоящей одновременно в трудовых отношениях с указанной организацией и являющейся родственницей (супругой) учредителей и директора, с последующим начислением повышенных процентов за пользование займом и непогашением займа в течение длительного периода. При этом фактически потребность в заемных средствах у организации отсутствовала, в период возможности своевременного погашения таких обязательств задолженность по договору займа не погашалась, сроки возврата займа неоднократно продлевались, проценты за пользование займом начислялись, выплачивались и учитывались при исчислении налога на прибыль.
На основании анализа и оценки в совокупности установленных обстоятельств и собранных доказательств, проверкой установлено, что в начислении процентов по завышенной процентной ставке за пользование займом отсутствует экономический смысл.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь проверкой произведена корректировка налоговой базы по налогу на прибыль за проверяемый период, повлекшая исчисление к уплате по результатам проверки налога на прибыль.
Согласно пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:
- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);
- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);
Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 355 НК).
Под "краткосрочной" сдачей понимается предоставление жилья по двум и более договорам найма (поднайма), заключенным в одном календарном году на срок не более 15 дней каждый (пункт 47 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК).
Так в частности в Брестской области установлены следующие ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в зависимости от территории осуществления деятельности (места расположения сдаваемого помещения):
- по предоставление мест для краткосрочного проживания: г. Брест – 100,05 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 72,45 руб. за месяц, г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 66,70 руб. за месяц, города районного подчинения, за исключением г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 62,10 руб. за месяц, поселки городского типа, сельские населенные пункты – 35,65 руб. за месяц (пункт 38 таблицы 2 Приложения к решению Брестского областного Совета депутатов № 218 от 16.12.2016 г. «Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившими силу решений Брестского областного Совета депутатов от 3 марта 2016 г. № 145 и от 27 сентября 2016 г. № 191);
- по сдаче в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания): г. Брест – 30 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 15 руб. за месяц, другие населенные пункты – 12 руб. за месяц (подпункт 1.9 пункта 1 приложения № 24 к НК);
Обращаем внимание, что на основании решения Брестского областного Совета депутатов от 18.05.2020 № 173 «Об уменьшении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц» во II и III кварталах 2020 года уменьшен в два раза размер применяемых в этот период ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Следует также обратить внимание, что при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания или сдачи в аренду помещений, единый налог уплачивается по каждой сдаваемой жилой комнате в квартире, жилом доме, по каждому садовому домику, по каждой даче (часть 1 пункта 11 статьи 342 НК).
В соответствии с частью 2 пункта 11 статьи 342 при предоставлении в отчетном периоде в одном жилом доме, одной квартире, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и одновременной сдачи этого же помещения в аренду (субаренду), наем (поднаем) единый налог уплачивается по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога с учетом положений части первой настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК при превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период без учета норм пунктов 1 и 2 статьи 340 НК индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере 5 процентов с суммы такого превышения.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).
Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).С 1 января 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 «О налогообложении» (с изменениями и дополнениями) (далее – Указ №503) руководителям организаций предоставлено право для целей налогообложения самостоятельно устанавливать нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Данное положение противоречит порядку списания на затраты, учитываемые при налогообложении, стоимости топливно-энергетических ресурсов в пределах норм, установленных налоговым законодательством (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК)).
Однако, согласно пункту 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах», нормы указа Президента Республики Беларусь имеют большую юридическую силу, ими и следует руководствоваться.
Таким образом, с 1 января 2020 г. отсутствуют какие-либо ограничения в части определения и применения норм расхода топлива и применять порядок понижения (повышения) норм расхода топлива, установленный Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 №141 (с изменениями и дополнениями), организация не обязана. Руководитель организации вправе самостоятельно принимать решение о изменении норм расхода топлива в зависимости от различных условий эксплуатации автомобиля.
Хотелось бы заострить внимание, что подобные решения касаются налогообложения и должны быть экономически обоснованы (пункт 1 статьи 169 НК). В противном случае возможна корректировка налоговой базы и суммы уплаты налога на прибыль согласно пункта 4 статьи 33 НК.
В целях обеспечения стабильной работы субъектов хозяйствования, наиболее подверженных неблагоприятному влиянию эпидемиологической ситуации, принят Указ Президента Республики Беларусь «О поддержке экономики» (далее - Указ).
В соответствии с нормами подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа областным Советам депутатов или по их поручению местным Советам депутатов базового территориального уровня и Минскому городскому Совету депутатов (далее – местные органы власти) предоставлено право в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими во II и III кварталах 2020 года.
Также местные исполнительные комитеты вправе в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 года, за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее - арендная плата), предоставленные отдельным категориям арендаторов, за исключением резидентов свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков.
Администрации свободных экономических зон также вправе в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 года, за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные в границах свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков и предоставленные данными администрациями отдельным категориям резидентов этих зон, парков.
При этом арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные арендаторам, указанным в частях первой и второй подпункта 2.3 пункта 2 проекта Указа, исчисляется и уплачивается в уменьшенном размере на основании решения местного исполнительного комитета или администрации свободной экономической зоны об уменьшении суммы арендной платы за земельные участки независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера арендной платы за этот земельный участок.
Указом утвержден перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному влиянию эпидемиологической ситуации (далее – перечень).
Нормами подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа предоставлено право местным органам власти, местным исполнительным комитетам, администрациям свободных экономических зон уменьшать подлежащие уплате суммы налога на недвижимость и (или) земельного налога, и (или) арендной платы по их выбору отдельным категориям плательщиков без привязки к перечню.
Поскольку Указом предусматривается предоставление права местным органам власти, местным исполнительным комитетам, администрациям свободных экономических зон принимать решения об уменьшении не ставок указанных налогов и размера арендной платы, а об уменьшении сумм таких налогов и арендной платы, подлежащих уплате субъектами хозяйствования во II и III кварталах 2020 года, а сумма у каждого такого субъекта хозяйствования индивидуальна, то целесообразно уменьшать подлежащие уплате суммы налогов и арендной платы путем применения к ним понижающих коэффициентов.
Учитывая изложенное, в случае принятия решений в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа об уменьшении сумм земельного налога и (или) налога на недвижимость, и (или) арендной платы, подлежащих уплате ими во II и III кварталах 2020 года, отдельным категориям плательщиков, такие суммы подлежат отражению в соответствующих налоговых декларациях (расчетах) с внесенными изменениями и (или) дополнениями:
- по налогу на недвижимость организаций (приложение 7 к постановлению МНС от 03.01.2020 № 2) заполняются графы 4 - 6 раздела I с отражением по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5 раздела I и в таблице «Итого налога по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям» по срокам уплаты 22 июня и 22 сентября (II и III кварталы 2020 г., соответственно). При этом, поскольку нормами Указа предоставлено право принимать решения об уменьшении сумм налога на недвижимость, подлежащих уплате только во II и III кварталах 2020 года, следует в графе 6 раздела I в строке 7.4 - по сроку уплату «22 декабря» отразить сумму налога, причитающуюся к уплате без применения норм Указа;
- по земельному налогу (часть I приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2020 № 2) по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате» в графах 17 «22 мая» и 19 «22 августа» (II и III кварталы 2020 г., соответственно);
- по арендной плате (часть II приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2020 № 2) по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты за II и III кварталы 2020 г.
1. Государственная регистрация субъектов хозяйствования.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
Ответственность за совершение осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена частью 1-1 статьи 12.7Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) и влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
2. Условия начала осуществления деятельности.
Для выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильному перевозчику необходимо заключить с диспетчером такси договор об оказании услуг диспетчера такси либо самостоятельно обеспечить организацию и управление технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, в том числе с использованием электронных информационных систем (далее – ЭИС).
Автомобильные перевозчики, самостоятельно выполняющие прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством ЭИС обязаны представлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску.
3. Уплата налогов.
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения. Юридические лица могут применять общеустановленный порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели вправе применять общеустановленный порядок налогообложения, предусматривающий уплату подоходного налога с физических лиц, упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Ответственность за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) предусмотрена частью 1 статьи 13.6 КоАП и влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей (взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
Ответственность за отсутствие у налогового агента (нанимателя) учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику (наемному лицу) доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, предусмотрена частью 1 статьи 13.5 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двух до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пяти до ста базовых величин.
4. Порядок использования кассового оборудования.
Автомобиль-такси должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром:
прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре. Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра «КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ», в котором указана сфера применения – «Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси»;
с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО). До начала использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, субъекту хозяйствования необходимо заключить с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО и только после установки в кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, СКНО, данное кассовое оборудование можно использовать для приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежного терминала.
5. Установка и использование платежных терминалов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки автомобилями-такси обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. До начала осуществление деятельности субъект хозяйствования должен установить платежный терминал, для чего необходимо подать в банк-эквайер заявку на установку платежного терминала.
Справочно. Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность без установки и использования платежных терминалов в автомобилях-такси при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку платежного терминала, в течение двух месяцев с момента начала осуществления деятельности.
6. Порядок приема денежных средств при использовании электронной информационной системы.
При выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием ЭИС, предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
Если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такая перевозка пассажира рассматривается как перевозка пассажира автомобилем-такси, заказанная у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
Ответственности за нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов, а равно отсутствие такого оборудования и (или) терминалов предусмотрена частью 1 статьи 12.20 КоАП и влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
7. Порядок приема наличных денежных средств и обязанность выдачи водителем автомобиля-такси платежного документа.
Водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке с использованием электронной информационной системы – направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
При приеме наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, водитель автомобиля-такси суммы принятых денежных средств проводит с использованием таксометра, платежного терминала и выдает потребителю – пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги.
Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств, выразившееся в неприменении кассового оборудования в установленных законодательством случаях предусмотрена частью 1 статьи 12.18 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. Невыдача платежного документа, подтверждающего факт оплаты в соответствии с частью 2 статьи 12.18 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.Физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) деятельность по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, а также обучение работе на персональном компьютере.
Для осуществления указанных видов деятельности физическому лицу необходимо:
- до начала оказания услуг обратиться в налоговый орган по месту жительства с уведомлением, указав в нем вид деятельности, период занятия и место ее осуществления, а также основания для предоставления налоговой льготы по единому налогу при наличии документов, дающих право на льготу;
- стать на учет в налоговом органе;
- уплатить единый налог (до начала предоставления услуг) за тот период (месяц), в котором будет осуществляться деятельность.
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" с февраля 2019 года по декабрь 2020 года в Брестском районе и г. Бресте ставки единого налога уплачиваются по установленным соответствующим решением Брестского областного Совета депутатов от 22.09.2017 № 285 «О внесении дополнений и изменений в решение Брестского областного Совета депутатов от 16 декабря 2016 г. № 218» (далее – Решение), действовавшими в декабре 2018 года.
Соответственно в настоящее время согласно Решению ставка единого налога для физических лиц в месяц по данным видам деятельность составляет:
* в г. Бресте – 97,00 руб.;
* в Брестском районе – 30,00 руб.
Документ об уплате единого налога должен храниться в местах осуществления деятельности. При этом физические лица на его обратной стороне указывают: вид деятельности и место ее осуществления, а также период осуществления деятельности, за который произведена уплата единого налога.
Льготы для некоторых категорий плательщиков.
Ставки единого налога понижаются для следующих категорий лиц:
- плательщиков, достигших общеустановленного пенсионного возраста, - на 20 %;
- плательщиков-инвалидов - на 20 %;.
- плательщиков - родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет - на 20 процентов.
Льготы предоставляются начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании подтверждающих документов (документ, удостоверяющий личность; пенсионное удостоверение; удостоверение инвалида; удостоверение многодетной семьи).
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 28-53-06; 21-24-71; 21-24-53, 28-53-45.
Физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) деятельность в области фото- и видеосъемки, в том числе изготовление фотографий.
Для осуществления указанных видов деятельности физическому лицу необходимо:
- до начала оказания услуг обратиться в налоговый орган по месту жительства с уведомлением, указав в нем вид деятельности, период занятия и место ее осуществления, а также основания для предоставления налоговой льготы по единому налогу при наличии документов, дающих право на льготу;
- стать на учет в налоговом органе;
- уплатить единый налог (до начала предоставления услуг) за тот период (месяц), в котором будет осуществляться деятельность.
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" с февраля 2019 года по декабрь 2020 года в Брестском районе и г. Бресте ставки единого налога уплачиваются по установленным соответствующим решением Брестского областного Совета депутатов от 22.09.2017 № 285 «О внесении дополнений и изменений в решение Брестского областного Совета депутатов от 16 декабря 2016 г. № 218» (далее – Решение), действовавшими в декабре 2018 года.
Соответственно в настоящее время согласно Решению ставка единого налога для физических лиц в месяц по видам деятельности составляет:
- фотосъемка, изготовление фотографий:
* в г. Бресте – 82,20 руб.;
* в Брестском районе – 42,79 руб.
- видеосъемки событий:
* в г. Бресте – 86,70 руб.;
* в Брестском районе – 56,30 руб.
Документ об уплате единого налога должен храниться в местах осуществления деятельности. При этом физические лица на его обратной стороне указывают: вид деятельности и место ее осуществления, а также период осуществления деятельности, за который произведена уплата единого налога.
Льготы для некоторых категорий плательщиков.
Ставки единого налога понижаются для следующих категорий лиц:
- плательщиков, достигших общеустановленного пенсионного возраста, - на 20 %;
- плательщиков-инвалидов - на 20 %;.
- плательщиков - родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет - на 20 процентов.
Льготы предоставляются начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании подтверждающих документов (документ, удостоверяющий личность; пенсионное удостоверение; удостоверение инвалида; удостоверение многодетной семьи).
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 28-53-06; 21-24-71; 21-24-53, 28-53-45.
Пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрено право граждан заниматься оказанием работ (услуг) по выращиванию сельскохозяйственной продукции потребителям без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К данному виду работ (услуг) относятся:
услуги по обработке земли, посеву, возделыванию и уборке урожая; агрохимические услуги: внесение удобрений, известкование и гипсование почв, в том числе с воздуха;
услуги по внедрению культуры, стимулированию ее выращивания или защите от болезней, насекомых-вредителей и грызунов, в том числе с воздуха;
подготовку семян, включая сушку, очистку, сортировку, протравливание, инкрустацию (обволакивание), проверку на посевные качества и хранение;
послеуборочную доработку полевых культур: очистку, сушку, сортировку и т.п.;
работы по погрузке, разгрузке и транспортированию продукции растениеводства, органических и минеральных удобрений в пределах хозяйства;
почвенно-агрохимические исследования;
работы по улучшению сельскохозяйственных угодий;
заложение, обработку и содержание садов, парков, зеленых насаждений в спортивных объектах, на кладбищах и т.п.;
озеленение улиц, автомобильных и железных дорог, водных источников, городских территорий, территорий предприятий и т.п., уход за зелеными насаждениями (включая подрезку деревьев и кустарников, их пересадку, удаление больных деревьев и т.п.);
прочие услуги в растениеводстве.
До начала осуществления деятельности необходимо подать в налоговый орган уведомление (в письменной форме либо в электронном виде), указав в нем вид деятельности; период и место осуществления деятельности; произвести уплату единого налога.
Ставка единого налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и предъявляется налоговым органом на основании поданного письменного уведомления и составит за месяц:
в Брестском районе и иных населенных пунктах Брестской области – 11,26 рублей;
в г. Бресте, г.Барановичи, г.Пинск – 16,89 рублей.
При наличии права на снижение установленной ставки единого налога документы, подтверждающие право на льготу по единому налогу, представляются одновременно с уведомлением.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ:
- деятельность должна осуществляться самостоятельно без привлечения других лиц;
- порядок приема наличных денежных средств и ведения учета не установлен;
- уплата единого налога производится ежемесячно и только за те месяцы, в которых деятельность осуществляется.