С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК). Изменения и дополнения внесены и в порядок исчисления налога на добавленную стоимость (далее-НДС), в частности.
С 1 января 2021 года отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК). С 2021 года в отношении лекарств и медизделий, включенных в соответствующий государственный реестр, или в отношении которых имеется заключение (разрешение) Минздрава, будет применяться ставка НДС 10% (подп. 2.2-1 ст. 122 НК).
Сокращен перечень продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС при ввозе и реализации по ставке 10% (подп. 2.2 ст. 122, приложение 26 к НК). Исключенные из перечня товары будут облагаться НДС по ставке 20%.
В связи с указанными изменениями Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмом от 31.12.2020 N 2-1-9/02663 дало разъяснение о порядке применения ставок НДС с 1 января 2021 года.
Для розничной сети установлен переходный период для пересчета цен.
Так, не позднее 1 февраля 2021 года подлежат приведению в соответствие с положениями НК цены (в части включения в НДС в необходимой сумме) на остатки:
- продовольственных товаров, товаров для детей, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 года, ставка НДС при реализации которых с 1 января 2021 года увеличивается с 10% до 20%;
- лекарственных средств, медизделий, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 года, ставка НДС при реализации которых с 1 января 2021 года устанавливается в размере 10%.
Новые нормы НК не будут применяться при реализации остатков в период с 1 января 2021 года и до приведения цен на них в соответствие с положениями НК, но не позднее 1 февраля 2021 года.
Переходный период для пересчета цен для оптовой торговли не предусмотрен.
Применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввоза и реализации лекарственных средств, медизделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) будет зависеть от регистрации лекарственных средств, медизделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС) без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях (Указ Президента Республики Беларусь от 06.03.2005 № 118 «Об утверждении перечня товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и Указ Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» будут признаны утратившими силу).
Таким образом, в отношении лекарства или медизделия, зарегистрированного в государственном реестре, код которого согласно единой ТН ВЭД ЕАЭС не был включен в Указ № 118 или Указ № 107 либо не соблюдалось целевое использование товара и по этим причинам производилось исчисление НДС по ставке в размере 20%, с 01.01.2021 возможно будет применить ставку НДС в размере 10%.
Если необходимой регистрации нет, то для применения ставки НДС 10% должно быть соответствующее заключение (разрешение) Минздрава.
В разъяснении обращено внимание на то, что с 01.01.2021 применяется ставка НДС в размере 20% при ввозе на территорию Республики Беларусь:
- сырья и материалов для изготовления лекарственных средств, медизделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий);
- комплектующих изделий для производства лекарственных средств, медизделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий);
- полуфабрикатов к лекарственным средствам, медизделиям (в т.ч. протезно-ортопедическим изделиям).
Также в письме даны разъяснения по нюансам налогообложения сумм увеличения налоговой базы и порядок исчисления НДС.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц за 2020 год обязаны представить не позднее 31 марта 2021 года физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие следующие доходы:
- полученные за границей или из-за границы;
- от продажи (мены, ренты) в течение 5 лет – второй квартиры второго жилого дома, второго гаража, второго земельного участка, второго садового домика, второго не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства;
- от продажи более одного легкового автомобиля в течение календарного года;
- полученные от сдачи в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, в размере, превышающем 7003 белорусских рублей;
- полученные от продажи одного автомобиля, общая масса которого превышает 3,5 тонны или число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает 8, или другого механического транспортного средства;
- доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения или в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в размере, превышающем 7003 белорусских рублей;
- доходы в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступивших на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвований, полученных инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в размере, превышающем, 13 994 белорусских рублей;
- доходы в виде страховых взносов, возвращенных при расторжении до истечения трехлетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на три и более года, в случае получения в отношении сумм таких взносов социального налогового вычета.
Предоставить налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц можно электронным способом через Личный кабинет плательщика и в инспекцию МНС по Брестскому району по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить по телефонам: 28-53-06, 51-16-72, 51-16-70, 28-53-45.
Прием налоговых деклараций (расчетов) будет осуществляться в рабочие дни до 31 марта 2021 года с 8.00 до 19.00, а также 20 и 27 марта 2021 года с 9.00 до 13.00 часов в инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб.209, 211, 205.Налоговый кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), (далее - Налоговый кодекс), содержит положения, регулирующие порядок определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог) по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями (за исключением иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство) или иностранными индивидуальными предпринимателями (далее - иностранные организации).
Порядок определения налоговой базы подоходного налога по доходам, полученным по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями, отличается от порядка определения налоговой базы при получении доходов по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с белорусскими организациями или белорусскими индивидуальными предпринимателями. Такой порядок имеет привязку к конкретному договору, заключенному физическим лицом с иностранной организацией, имеет переходящий остаток неиспользованной суммы расходов в рамках одного договора на последующие календарные годы вплоть до полного его использования.
В связи с этим более подробно рассмотрим порядок определения налоговой базы подоходного налога по доходам, полученным физическим лицом по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями.
Согласно пункту 8 статьи 202 Налогового кодекса налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов от операций с ценными бумагами, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере:
- стоимости приобретения ценных бумаг, переданных плательщиком иностранной организации на основании заключенного с такой организацией договора.
Например, физическое лицо приобрело ценные бумаги за 1000 долл. США, которые в дальнейшем передало иностранной компании для их реализации на основании заключенного с такой компанией договора;
- денежных средств, переданных плательщиком иностранной организации для осуществления в соответствии с договором операций с ценными бумагами.
Например, физическое лицо перечислило иностранной компании на основании заключенного с ней договора 1000 долл. США для совершения такой иностранной компанией операций по приобретению и реализации ценных бумаг.
Налоговая база по подоходному налогу определяется на дату фактической выплаты дохода иностранной организацией плательщику отдельно по каждому договору, заключенному с такой организацией, и по всей совокупности операций, совершенных в рамках такого договора.
С целью определения налоговой базы подоходного налога размер полученного дохода необходимо уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере денежных средств, переданных физическим лицом иностранной компании - брокеру.
При этом налоговая база определяется отдельно по каждому договору, заключенному с иностранной организацией и по всей совокупности операций, совершенных в рамках такого договора.
Если в календарном году при определении налоговой базы подоходного налога расходы не учитывались или были учтены не полностью, то неиспользованная сумма расходов переносится на после дующие календарные годы до полного ее использования.
Обращаем внимание, что налогообложение доходов от операций с ценными бумагами, полученных физическим лицом по договору, заключенному с иностранной организацией, производится налоговым органом на основании представленной таким лицом налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу (далее - налоговая декларация) по окончании календарного года, в котором получены указанные доходы.
Согласно пункту 1 статьи 222 Налогового кодекса срок представления плательщиками налоговой декларации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Срок уплаты (доплаты) подоходного налога, исчисленного на основании представленной налоговой декларации - не позднее 1 июня года, следующего за отчетным календарным годом (ч. 3 п. 2 ст. 219 Налогового кодекса).
Форма налоговой декларации установлена приложением 1 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц".
Налоговую декларацию можно представить в налоговый орган различными способами:
- лично в любой налоговый орган, независимо от адреса регистрации по месту жительства;
- направить по почте в налоговый орган по месту регистрации в качестве плательщика подоходного налога (по месту жительства);
- представить в электронном виде через сервис "Личный кабинет плательщика", войти в который можно с главной страницы официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, перейдя по ссылке http://www. nalog.gov.by/ru/lichnii-kabinet-fl/, используя учетную запись и пароль.
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - единый сельхозналог) - особый режим налогообложения, применение которого является правом организации. В целях его применения Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - Кодекс) установлен определенный критерий. Так, применять единый сельхозналог вправе организация, осуществляющая производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50% общей суммы выручки организации, а также организация в части деятельности филиала, в отношении которого соблюдаются вышеуказанные условия.
В случае если за 2020 г. процентная доля составила не менее 50%, организация исчисляет единый сельхозналог по ставке 1% исходя из налоговой базы единого сельхозналога, определенной за 2020 г.
Соблюдение указанной процентной доли в размере не менее 50% за календарный год важно также для определения необходимости уплаты платежей за землю.
Согласно подпункту 5.3 пункта 5 статьи 347 Кодекса единый сельхозналог для плательщиков заменяет земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон (далее - арендная плата за землю), если иное не установлено главой 34 Кодекса.
При этом для плательщиков единого сельхозналога сохраняется общий порядок исчисления и уплаты земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля, являющаяся критерием применения единого сельхозналога, не соответствует размеру, указанному в пункте 1 статьи 347 Кодекса, т.е. составляет менее 50%.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району информирует.
С 1-го января 2021 года государственная пошлина, взимаемая всеми судами за совершение юридических значимых действий, подлежит зачислению в республиканский бюджет (приложение 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 03.12.2019 г. №71 «О распределении государственной пошлины и штрафов между республиканским и (или) соответствующими местными бюджетами»).
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
Пунктом 3 статьи 337 Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), определены виды деятельности, которые вправе осуществлять физические лица, не регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. К таким видам деятельности относятся, в том числе, деятельность, связанная с изготовлением и реализацией кондитерских изделий.
Для осуществления указанных видов деятельности физическому лицу необходимо:
- стать на учет в налоговом органе;
- до начала оказания услуг обратиться в налоговый орган с уведомлением по форме либо зарегистрироваться в личном кабинете плательщика и предоставлять уведомления в электронном виде;
- уплатить единый налог (до начала предоставления услуг) за тот период (месяц), в котором будет осуществляться деятельность.
С января 2021 года ставки единого налога с физических лиц установлены в соответствии с приложением 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
Таким образом, ставка единого налога для физических лиц по осуществлению вышеуказанной деятельности составляет:
* в г. Бресте – 39,00 руб.;
* в Брестском районе – 20,00 руб.
Законодательством для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, не предусмотрено ограничений по размеру получаемых денежных средств за оказанные услуги. Также не требуется оформление документов на получение от физических лиц денежных средств за оказанные услуги. Способы получения денежных средств от физических лиц гражданин может избрать наиболее приемлемый для себя, в том числе посредством поступлений на расчетный счет.
Документ об уплате единого налога должен храниться в местах осуществления деятельности. При этом физические лица на его обратной стороне указывают: вид деятельности и место ее осуществления, вид реализуемых товаров, а также период осуществления деятельности, за который произведена уплата единого налога.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 51-16-70, 51-16-72, 28-53-06, 28-53-45, 28-53-51.Приближается Новый год и Рождество! Для всех зимние праздники - это время чудес! Время сказочных героев! И как же без Деда Мороза и Снегурочки? Во время новогодних праздников они пользуются особым спросом. Дед Мороз, Снегурочка и другие сказочные персонажи - частые гости на вечеринках и корпоративах.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району в преддверии наступающих праздников рекомендует "играть по-честному"! Гражданам, желающим заработать на новогоднем настроении, нужно заплатить единый налог и только потом отправляться по визитам утренников, вечеринок и корпоративам!
Также в настоящее время такие виды деятельности, как:
* музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;
* деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально;
* предоставление услуг тамадой;
* деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
* фотосъемка, изготовление фотографий;
* видеосъемка
физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
При принятии решения об оказании вышеупомянутых услуг следует:
- подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые предполагает осуществлять физическое лицо, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
- уплатить единый налог (до начала предоставления услуг).
В Брестском районе и г. Бресте ставки единого налога для физических лиц в месяц по видам деятельности составляет: музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, с Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения в г. Бресте – 84,45 руб., в Брестском районе – 45,04 руб.; фотосъемка, изготовление фотографий в г. Бресте – 82,20 руб., в Брестском районе – 42,79 руб., видеосъемки событий в г. Бресте – 86,70 руб., в Брестском районе – 56,30 руб.
Подробную информацию можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 28-53-06; 21-24-71; 21-24-53, 28-53-45.
Организации, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы налогообложения (далее- УСН), вправе применять данную систему налогообложения начиная со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.
Для применения упрощенной системы организации должны в течение двадцати рабочих дней со дня их государственной регистрации представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему по установленной форме.
Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 №2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (с изменениями и дополнениями).
Организации, осуществляющие деятельность и изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период.
Критерии для перехода на УСН с 01.01.2021 для организаций:
- средняя численность работников за первые 9 месяцев 2020 года - до 100 человек;
- валовая выручка нарастающим итогом за упомянутый период - до 1 538 843 руб.
При этом, применение налога при упрощенной системе налогообложения не распространяется на организации, указанные в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь.
С июля 2015 года в Республике Беларусь работает система контроля кассового оборудования (СККО), которая позволяет контролирующим органам в режиме онлайн получать информацию о выручке субъектов предпринимательской деятельности. Для передачи этих данных к кассовому оборудованию подключается внешнее устройство – средство контроля налоговых органов, которое должно быть установлено у всех субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование при осуществлении продаж (оказании услуг).
В рамках проведения последующего этапа камеральной проверки налоговыми органами Брестской области выявляются несоответствия сумм денежных средств, отраженных в системе контроля кассового оборудования с данными, отраженными субъектами хозяйствования в налоговых декларациях. Нередко данные отклонения влекут доплату сумм налогов в бюджет.
Так, за январь-сентябрь 2020 года по результатам камерального контроля сведений системы контроля кассового оборудования организациям и индивидуальным предпринимателям Брестской области направлено 67 уведомлений.
Уточненные налоговые декларации, с увеличением налоговых обязательств, представлены 51 плательщиком.
Следует отметить, что владелец кассового оборудования может самостоятельно сверить у себя данные о количестве оформленных платежных документов (чеков) и содержащихся в них суммах денежных средств с информацией о количестве чеков и суммах денежных средств, которые поступили в этот период в СККО, используя доступ в систему. При обнаружении ошибок, в ранее сданных налоговых декларациях, субъект хозяйствования вносит исправления в налоговую отчетность и доплачивает налоги.
Напоминаем, что кассовое оборудование, используемое на территории Республики Беларусь, с 1 декабря 2020 года должно быть подключено к системе контроля кассового оборудования.
В случае использования кассового оборудования без средств контроля налоговых органов – предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью первой статьи 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа до 200 базовых величин.
Инспекция МНС по Брестской области
Многие организации проводят новогодние мероприятия, устраивают корпоративы и дарят подарки. Для организации праздник связан с расходами, для участников этих мероприятий - с определенными выгодами. А раз так, то неизбежно возникают вопросы налогового учета. Спонсором таких мероприятий нередко выступает и профсоюз организации.
У всех получателей дохода от профсоюза возникает объект для исчисления подоходного налога. При этом в 2020 году в отношении доходов социального характера, к которым относятся в том числе и новогодние подарки, могут применяться льготы:
- для работников - членов профсоюза - в размере 423 руб. в год;
- лиц, не состоящих в профсоюзе (работники - не члены профсоюза, бывшие работники), - в размере 140 руб. в год.
В случае, когда общая сумма доходов социального характера у его получателя превышает указанные пределы, подоходный налог исчисляют из суммы превышения в общеустановленном порядке.
При этом стандартные налоговые вычеты не предоставляются, поскольку профсоюзная организация не является местом основной работы (службы, учебы) получателей дохода.
При передаче новогодних подарков членам профсоюзной организации, являющимся работниками, состоящими в трудовых отношениях с нанимателем, приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором объект обложения налогом на добавленную стоимость (далее –НДС) отсутствует.
Следовательно, для не исчисления НДС при передаче подарков, приобретенных за счет средств нанимателя, необходимо соблюдение 2 условий:
- подарок вручен члену профсоюза;
- член профсоюза должен быть работником нанимателя, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем.
Если пенсионеры не состоят в трудовых отношениях с нанимателем и (или) не являются членами профсоюзной организации, то при такой безвозмездной передаче необходимо исчислить НДС.
При этом у профсоюзной организации имеется право на вычет "входного" НДС по подаркам. Так, плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при реализации организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым сумма НДС была отнесена на увеличение их стоимости.
Выделение сумм НДС указанными организациями осуществляется:
на основании подписанного электронной цифровой подписью ЭСЧФ;
расчетным путем исходя из цены приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов с учетом НДС и ставки НДС, применявшейся при их приобретении (ввозе).
Выделение сумм НДС производится, если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется исчисление НДС по ставкам, установленным пунктами 2 и 3 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (10% и 20%).
Выделение сумм НДС не производится, если указанными организациями реализуются товары, приобретенные ими у продавцов, определивших налоговую базу при реализации этих товаров как положительную разницу между ценой реализации и ценой их приобретения.