Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение социального налогового вычета в соответствии с нормами статьи 210 Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг (абз. 3 ч. 2 ст. 195 НК).
Обязательным условием предоставления данного вычета является получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в учреждениях образования Республики Беларусь.
К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.
Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода за обучение (ч. 1, 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 207 НК).
Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику, или налоговому органу перечень документов.
Согласно пункта 3 статьи 210 НК, такими документами являются:
- справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
- копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;
- копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
- копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
- документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);
- копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
- копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;
- справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.
Документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним), должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается информация получателя платежа, содержащая недостающие сведения.
Право на применение социального налогового вычета имеют оба родителя независимо от того, кем из них осуществлены расходы в виде оплаты за обучение, а также на погашение (возврат) кредитов банков, займов. Это означает, что при получении социального налогового вычета применяется заявительный принцип. Независимо от того, кто указан в документах об оплате обучения в качестве плательщика (сам ребенок, отец или мать ребенка), право на получение социального налогового вычета имеет тот из родителей, кто заявил о таком праве. Однако родители не могут воспользоваться социальным налоговым вычетом в отношении одной и той же суммы расходов одновременно в полном размере (и отец, и мать ребенка) (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 210 НК).
Налоговому агенту (в течение налогового периода) или налоговому органу (по окончании налогового периода) могут быть представлены копии документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним). В этом случае представленные копии документов сверяются с их оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов - отметка о сумме предоставленного социального налогового вычета.
При этом при получение плательщиком социального вычета в налоговом органе он вправе представить не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц (далее - налоговая декларация) по доходам, полученным в истекшем налоговом периоде (п. 1,2 ст. 222 НК).
В случае утери плательщиком документов на оплату налоговому агенту или налоговому органу представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа (ч. 3 п. 6 ст. 210 НК).
Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35, подп. 1.1 п. 1 ст. 210 НК).
Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК).
Вместе с тем, согласно части 8 пункта 1 статьи 223 НК, возврат плательщику излишне удержанного подоходного налога с физических лиц может быть произведен не позднее пяти лет со дня его уплаты в бюджет.Предоставление социальных налоговых вычетов предусмотрено статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК).
Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам (ч. 1 п. 2 ст. 210 НК):
- в течение календарного года - налоговым агентом, являющимся местом основной работы (службы, учебы);
- по окончании календарного года - налоговым органом по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 219 НК, при подаче налоговой декларации (расчета).
Индивидуальные предприниматели (нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально), не имеющие в течение отчетного или налогового периода места основной работы (службы, учебы), применяют социальные налоговые вычеты при исчислении подоходного налога за отчетный или налоговый период при подаче налоговой декларации (расчета) (ч. 2 п. 2 ст. 210, ч. 2 п. 37 ст. 205 НК).
Социальный вычет по суммам, уплаченным за обучение (подп. 1.1 ст. 210 НК)
Кому предоставляется вычет |
Плательщикам, уплатившим: - за свое обучение; - обучение лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства; - обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста, - плательщикам, являющимся опекунами (попечителями) (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
За какое обучение |
За обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении: - первого высшего; - первого среднего специального; - первого профессионально-технического образования (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
Какие расходы по обучению принимаются к вычету |
К вычету принимаются суммы: - уплаченные за обучение; - направленные на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на получение образования (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК) |
В какой сумме предоставляется вычет |
В сумме, уплаченной за обучение (ч. 1, 2 подп. 1.1 ст. 210 НК). Ограничения в сумме вычета не установлены |
На основании каких документов предоставляется вычет |
На основании документов, указанных в п. 3 ст. 210 НК (с учетом норм п. 5 и 6 ст. 210 НК) |
Начало действия вычета |
С момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца осуществления расходов: - по оплате за обучение; - погашению кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35, подп. 1.1 ст. 210 НК) |
Если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью |
Неиспользованные суммы вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК) |
Социальный вычет по суммам, уплаченным (возмещенным) по договорам страхования (подп. 1.2 ст. 210 НК)
Кому предоставляется вычет |
Плательщику, который уплатил (возместил нанимателю) страховые взносы за свое страхование, а также по договорам страхования, заключенным им: - в интересах лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства; - в интересах своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста (если плательщик - их опекун (попечитель)). В случае уплаты страховых взносов лицами, состоящими с плательщиком в отношениях близкого родства (подопечными, в том числе бывшими подопечными, достигшими 18-летнего возраста), такие лица имеют право на получение вычета в сумме уплаченных страховых взносов (подп. 1.2 ст. 210 НК) |
По каким договорам предоставляется вычет |
При уплате страховым организациям Республики Беларусь (возмещении нанимателю) страховых взносов: - по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет; - договорам добровольного страхования медицинских расходов (ч. 1, 2 подп. 1.2 ст. 210 НК) |
В какой сумме предоставляется вычет |
В сумме, уплаченной (возмещенной нанимателю) в качестве страховых взносов (ч. 1 подп. 1.2 ст. 210 НК) |
На основании каких документов предоставляется вычет |
На основании документов, указанных в п. 4 ст. 210 НК (с учетом норм п. 5 и 6 ст. 210 НК) |
Начало действия вычета |
С момента возникновения правовых оснований для применения вычета, а именно с месяца уплаты (возмещения) страховых взносов (п. 4 ст. 35, подп. 1.2 ст. 210 НК) |
Если в календарном году вычет не применялся или использовался не полностью |
Неиспользованные суммы вычета переносятся на последующие календарные годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК) |
Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее - Закон № 72-З) внесены изменения и дополнения в главу 20 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
В соответствии с абзацами седьмым и восьмым пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей с 01.01.2021 г. далее – НК-2021) не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки общего пользования дачных кооперативов, садоводческих товариществ, а также иных некоммерческих организаций, созданных для ведения коллективного садоводства и (или) огородничества и осуществляющих свою деятельность на основе членства граждан;
- свободные (незанятые, не распределенные среди членов организации) земельные участки дачных кооперативов, садоводческих товариществ, а также иных некоммерческих организаций, созданных для ведения коллективного садоводства и (или) огородничества и осуществляющих свою деятельность на основе членства граждан.
Подпунктом 1.32 пункта 1 статьи 239 НК-2021 предусмотрена льгота по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных дачным кооперативам, садоводческим товариществам, а также иным некоммерческим организациям для целей, связанных с коллективным садоводством и (или) огородничеством, в части площадей земельных участков, находящихся в фактическом пользовании льготных категорий физических лиц, установленных подпунктами 7.2 и 7.3 пункта 7 статьи 239 НК-2021.
На основании подпунктов 7.2 и 7.3 пункта 7 статьи 239 НК-2021 к льготной категории физических лиц относятся:
члены многодетных семей;
военнослужащие срочной военной службы;
лица, проходящие альтернативную службу;
участники Великой Отечественной войны и иные лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;
лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, или лица, имеющие право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;
инвалиды I и II группы;
несовершеннолетние дети;
лица, признанные недееспособными.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» положения абзацев седьмого и восьмого пункта 2 статьи 238 НК-2021, подпункта 1.32 пункта 1 статьи 239 НК-2021 распространяют свое действие на отношения, возникшие и до 1 января 2021 года.
Учитывая изложенное, дачные кооперативы, садоводческие товарищества, а также иные некоммерческие организации, созданные для ведения коллективного садоводства и (или) огородничества вправе воспользоваться, в том числе и за предыдущие годы преференциями в отношении земельных участков:
общего пользования;
свободных (незанятых, не распределенных среди членов организации);
находящихся в фактическом пользовании льготных категорий физических лиц, установленных подпунктами 7.2 и 7.3 пункта 7 статьи 239 НК-2021.
С 01.01.2021 из перечня продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10% при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, исключены такие позиции, как:
Код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС |
Краткое наименование товара |
0409 00 000 0 |
мед натуральный |
1201, 1204 00, 1205, 1206 00 |
маслосемена (соевые бобы, семена льна, семена рапса или кользы, семена подсолнечника)
|
1212 21 000 0 |
морские и прочие водоросли, пригодные для употребления в пищу |
Одновременно в 2021 году, как и прежде, сохранена преференция*, установленная подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь.
*Справочно. Ставка налога на добавленную стоимость в размере десять (10) процентов устанавливается при реализации произведенной на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств - членов Евразийского экономического союза:
продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений);
дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции;
продукции пчеловодства;
продукции животноводства (за исключением пушнины);
продукции рыбоводства.
Следовательно, с 01.01.2021, как и ранее, при реализации произведенной на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенных на территории государств - членов ЕАЭС:
меда натурального (является продукцией пчеловодства, код 01.49.21.000 по ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», далее – ОКРБ 007-2012),
водорослей, пригодных для употребления в пищу** (только тех из них являются продукцией рыбоводства (не путать с рыболовством), код 03.00.64.ххх по ОКРБ 007-2012),
соевых бобов, семян льна, семян рапса или кользы, семян подсолнечника** (являются продукцией растениеводства, коды 01.11.81.xxx, 01.11.91.ххх, 01.11.93.ххх, 01.11.95.ххх по ОКРБ 007-2012 соответственно), -
применяется ставка НДС в размере 10%.
Вышеназванная продукция (мед натуральный, соевые бобы, семена, водоросли), соответствующая указанным кодам по ОКРБ 007-2012, но произведенная в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, с 01.01.2021 облагается налогом по ставке НДС в размере 20%.
**При этом обращаем внимание, что водоросли, пригодные для употребления в пищу, но по своим свойствам не соответствующие коду 03.00.64.ххх по ОКРБ 007-2012 (т.е. классифицируемые иными кодами, например, 10.20.34.310 «Капуста морская консервированная» по ОКРБ 007-2012), с 01.01.2021 облагаются по ставке НДС в размере 20% независимо от страны происхождения, так как являются не продукцией рыбоводства, а продукцией переработки (продукцией обрабатывающей промышленности). Также и семена подсолнечника, по своим свойствам не соответствующие коду 01.11.95.ххх по ОКРБ 007-2012 (т.е. классифицируемые иными кодами, например, 10.39.23.900 «Орехи и семена прочие, включая ореховые смеси, обжаренные, соленые или обработанные другим способом» по ОКРБ 007-2012), с 01.01.2021 облагаются по ставке НДС в размере 20% независимо от страны происхождения, так как являются не продукцией растениеводства, а продукцией переработки (продукцией обрабатывающей промышленности).В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З "Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь" с 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, позволяющая расширить возможности индивидуальных предпринимателей для применения упрощенной системы налогообложения.
Так, предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения индивидуальным предпринимателям, передающим в безвозмездное пользование несобственное недвижимое имущество, а также доверительными управляющими, сдающими в аренду такое имущество в связи с исполнением договора доверительного управления имуществом.
Увеличены предельные пороги валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями с 441 000 руб. до 465 255 руб. Установлен размер валовой выручки за 9 месяцев 2021 года для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2022 года - 348 941 руб.
Индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и ведущим учет в общем порядке, предоставлено право выбора принципа отражения выручки: по оплате либо по отгрузке (в 2020 году такие плательщики отражали выручку только по принципу оплаты).
В целях упрощения порядка налогообложения доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, с 1 января 2021 года облагаются налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16 процентов. Ранее такие доходы облагались подоходным налогом с физических лиц.
При этом расширился круг лиц, доходы от которых облагаются у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке в размере 16 процентов: для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства.
Изменен порядок налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей по операциям по реализации (погашению) ценных бумаг при применении ими упрощенной системы налогообложения. С 2021 года такие доходы облагаются подоходным налогом. Ранее такие доходы облагались налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16 процентов.
Кроме того, расширен перечень возмещаемых арендодателю расходов, суммы которых не учитываются при определении валовой выручки в целях расчета налога при упрощенной системе налогообложения: услуги стационарной электросвязи и доступа к сети интернет.Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 января подписал Указ № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».
Данный Указ предусматривает внесение изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь, а именно: в новой редакции изложен Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее – Указ № 243).
Указом № 243 утверждены соответствующие положения, в которых закреплены основополагающие правовые предписания, необходимые для функционирования двух видов маркировки товаров в Республике Беларусь – маркировки унифицированными контрольными знаками и маркировки средствами идентификации.
В целом нормы Указа № 243 основываются на действующем с 2005 года в Республике Беларусь механизм маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Новшествами в данном механизме являются:
переход от широкого ассортимента контрольных (идентификационных) знаков различных видов, применяемых для маркировки 21 товарной позиции, на использование унифицированных контрольных знаков. Это позволит снизить расходы на изготовление унифицированных контрольных знаков и, соответственно, их стоимость;
отмена процедур, предусматривающих заказ таких знаков в налоговых органах;
отмена обязанности для субъектов хозяйствования в предоставлении в налоговые органы отчетов, связанных с маркировкой товаров. Необходимые сведения субъекты хозяйствования самостоятельно будут вносить в государственную информационную систему маркировки товаров (далее – система маркировки).
Новацией в механизме маркировки в Республике Беларусь становится создание системы маркировки, в которой будет аккумулироваться информация об унифицированных контрольных знаках, кодах маркировки, средствах идентификации, маркированных товарах и субъектах хозяйствования, осуществляющих маркировку и оборот маркированных товаров. Оператором системы маркировки определено РУП «Издательство «Белбланкавыд».
Справочно. Средства идентификации представляют собой уникальную последовательность символов в машиночитаемой форме, представленную в виде штрихового кода, или записанную на радиочастотную метку, или представленную с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для идентификации экземпляров товаров.
Товары будут маркироваться путем нанесения на них и (или) на их упаковку средств идентификации или материальных носителей, содержащих средства идентификации.
Оператор системы маркировки будет предоставлять услуги субъектам хозяйствования, необходимые для маркировки товаров как унифицированными контрольными знаками, так и средствами идентификации, внесения обязательной информации в систему маркировки, обеспечивать информационный обмен о маркированных средствами идентификации товарах при осуществлении трансграничной торговли в ЕАЭС между национальными операторами систем маркировки других государств – членов ЕАЭС.
Оператором системы маркировки будет осуществляться генерация кодов маркировки, в том числе по предложениям субъектов хозяйствования, реализация унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты.
Указом № 243 Совету Министров Республики Беларусь либо уполномоченному им органу предоставлены полномочия по:
определению отдельных вопросов маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации, функционирования системы маркировки;
определению требований, предъявляемым к складам для хранения и маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации и их владельцам, а также перечня таких складов;
определению состава информации, вносимой в межведомственную распределенную информационную систему «Банк электронных паспортов товаров» и систему маркировки;
установлению стоимости унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, защищенных материальных носителей c нанесенными средствами идентификации, знаков защиты;
утверждению порядка оборота унифицированных контрольных знаков и кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты, порядка хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
Также Совету Министров делегированы полномочия на утверждение двух перечней товаров: подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и подлежащих маркировке средствами идентификации.
Указом № 243 предусмотрен запрет оборота на территории Республики Беларусь товаров:
без нанесенных на товары или их упаковку унифицированных контрольных знаков либо с нанесенными на товары унифицированными контрольными знаками в нарушение установленного Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом порядка или отсутствия сведений о товарах с нанесенными на них или их упаковку унифицированными контрольными знаками в системе маркировки, несоответствия данных сведений сведениям, содержащимся в системе маркировки;
без нанесенных на товары или их упаковку средств идентификации либо с нанесенными на товары или их упаковку средствами идентификации в нарушение установленного Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом порядка, или отсутствия сведений о товарах с нанесенными на них или их упаковку средствами идентификации и нанесенных на товары средствах идентификации) в системе маркировки, несоответствии данных сведений сведениям, содержащимся в системе маркировки.
Одновременно Указом № 243 предусмотрены случаи, когда товары могут не маркироваться унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации. Большинство таких случаев соответствуют изъятиям, предусмотренным в настоящее время механизмом маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, а также Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 г. (далее – Соглашение). Отдельные случаи включены для обеспечения дополнительных условий при вывозе товаров за пределы Республики Беларусь и будут применяться, когда маркировка товаров средствами идентификации введена только в Республике Беларусь.
В целях обеспечения полной и достоверной информации о приобретенных унифицированных контрольных знаках и средствах идентификации Положением о функционировании государственной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, утверждаемым Указом № 243, устанавливается, что необходимые сведения об унифицированных контрольных знаках и средствах идентификации будут передаваться субъектами хозяйствования в систему маркировки в виде электронных документов. При этом индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность передачи таких сведений на бумажных носителях до 1 июля 2022 г.
В связи с передачей оператору системы маркировки функций по реализации унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты будет упразднено осуществление налоговыми органами административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по:
размещению в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции заявки на реализацию контрольных (идентификационных) знаков;
возврату денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных (идентификационных) знаков.
В целях реализации Соглашения Указом № 243 определяется компетентный (уполномоченный) орган Республики Беларусь в сфере маркировки товаров – Министерство по налогам и сборам.
Нормы Указа в части маркировки товаров субъектами хозяйствования вступают в силу с 8 июля 2021 г.К основным изменениям законодательства в исчислении и уплате индивидуальными предпринимателями единого налога можно отнести следующие.
С 2021 года деятельность по перегону, перевозке, доставке из-за границы (за границу) автомототранспортных средств относится не к иным видам услуг и работ, указанным в ч. 1 подп. 1.1.10 ст. 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), а к видам деятельности, указанным в подп. 1.1.4 ст. 337 НК. При осуществлении такой деятельности единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее единый налог) следует исчислять исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте по месту постановки ИП на учет то есть в таком же порядке, как для деятельности грузового автомобильного транспорта в пределах Республики Беларусь (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 342 НК).
Также к видам деятельности, указанным в подп. 1.1.4 ст. 337 НК относятся автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении ("маршрутное такси"). Теперь ИП, осуществляющие данный вид деятельности, обязаны уплачивать единый налог по ставке, указанной в подп. 1.4 приложения 24 к НК. Напомним, ранее данный вид деятельности относили к иным видам работ и услуг, указанным в подп. 1.1.10 ст. 337 НК, с применением ставки, указанной в подп. 1.10 приложения 24 к НК.
ИП, предоставляющие в отчетном периоде места для краткосрочного проживания, с 2021 года уплачивают единый налог независимо от количества сдаваемых жилых комнат в каждой представляемой для краткосрочного проживания квартире, жилом доме, т.е. единый налог уплачивается за каждую квартиру, за каждый жилой дом (п. 11 ст. 342 НК).
Произошли изменения и в порядке применения льгот по единому налогу. С 2021 года использовать льготу в виде снижения ставки на 20 % смогут не только пенсионеры по возрасту, но и лица, которые имеют право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста (подп. 1.2 ст. 340 НК).
С 2021 года закреплен порядок налогообложения "переходной" выручки (доходов) у ИП, которые в течение календарного года перешли на уплату единого налога. В частности, ИП, которые отражали выручку (учитывали доходы) по мере оплаты для целей исчисления налога при УСН или подоходного налога и начали в отношении этой деятельности применять единый налог, выручку от реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) и не оплаченных до даты перехода на единый налог, учитывают для единого налога по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг), но не позднее 31 декабря года перехода (подп. 23-1 ст. 342 НК).
По сравнению с прошлым годом расширена категория лиц, которые вправе представить декларацию по единому налогу в сроки, отличные от общеустановленных. Так, с 2021 года представить декларацию не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности, вправе не только ИП, которые не осуществляли деятельность с момента гос. регистрации, но и ИП, которые впервые начали в календарном году осуществление деятельности с уплатой единого налога (ч. 2 п. 26 ст. 342 НК).
За более подробным разъяснением налогового законодательства индивидуальные предприниматели вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79.С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности (п.3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), (далее – НК).
Так, не требуется регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей при осуществлении следующих видов деятельности:
услуги по отжиму сока;
производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви (исключено условие производства изделий из материалов потребителя);
ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели (исключено условие оказания услуг с использованием материалов потребителя);
ремонт сумок, чемоданов, изготовление дубликатов ключей, нанесение моментальной гравировки на предметы, предоставленные потребителем;
установка (крепление) в домашних хозяйствах предметов интерьера и бытовых изделий (за исключением кондиционеров и газовых плит), монтаж встраиваемых кухонь, встраиваемых шкафов, антресолей;
очистка и покраска кровли, покраска ограждений и хозяйственных построек, установка дверных полотен и коробок, окон и оконных коробок, рам из различных материалов.
Физические лица, которые планируют осуществлять вышеперечисленные виды деятельности, обязаны не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления в календарном месяце деятельности, подают в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика по установленной форме.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате. Физическое лицо, прежде чем приступить к началу осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
Ставки единого налога установлены приложением 24 к НК.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
С доходов, которые вы получаете от сдачи физлицам жилья на длительный срок (далее - доходы от сдачи внаем), вам необходимо уплачивать подоходный налог (далее - налог) (подп. 1.4 п. 1 ст. 197 Налогового кодекса Республики Беларусь, (далее – НК)).
По общему правилу вам нужно платить налог в фиксированной сумме (ч. 1 п. 1 ст. 221 НК). Фиксированные ставки налога приведены в приложении 2 к Налоговому кодексу Республики Беларусь. Так в 2021 году: 11,1 рублей - за каждую сдаваемую комнату в Брестском районе; 32,2 рублей - за каждую сдаваемую комнату в г. Бресте.
Вам не нужно уплачивать налог, если вы сдаете жилье:
молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) (ч. 1 п. 52 ст. 208 НК);
организации или предпринимателю. В этом случае его удержит из вашего дохода и перечислит в бюджет арендатор помещения (п. 1, ч. 1 п. 4 ст. 216 НК)..
Впервые налог необходимо заплатить на следующий же день после того, как вы "впустили" жильцов. Неважно, оформили ли вы договор так, как надо, зарегистрировали ли вы его, - налог все равно платить обязательно (ч. 2 подп. 1.2 п. 1 ст. 216 НК, подп. 1.7 п. 1 Указа от 04.08.2006 N 497).
Налог необходимо платить ежемесячно не позднее 1-го числа - за текущий месяц. Например, за февраль он платится не позднее 1 февраля. Если ставки меняются в этом месяце, налог пересчитают в следующем (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 216 НК).
Если вы получили доход от сдачи внаем жилья по договору, который заключен не с первого числа или расторгнут не последним числом месяца, то налог рассчитывается пропорционально количеству дней сдачи жилья в таком месяце (п. 2 ст. 221 НК).
При расчете налога по ставкам в фиксированных суммах налоговые вычеты (на детей, на платное образование, на строительство жилья и др.) не применяются (п. 6 ст. 199 НК).
Обратите внимание!
При сдаче физлицам жилья для краткосрочного проживания уплачивается единый налог (подп. 3.2 п. 3 ст. 337 НК). Под такой "краткосрочной" сдачей понимается предоставление жилья по двум и более договорам найма, заключенным в одном календарном году на срок не более 15 дней каждый (п. 46 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь). Чтобы заниматься этим легально, регистрироваться в качестве ИП не требуется (абз. 33 ч. 4 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Достаточно до сдачи жилья письменно уведомить налоговую инспекцию и уплатить единый налог (п. 31 ст. 342, абз. 2 ч. 1 п. 4 ст. 343 НК). Так в 2021 году за сдачу жилья для краткосрочного проживания в Брестском районе ставка единого налога составляет 75 рублей, в г. Бресте – 122 рубля.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет следующее.
Порядок осуществления физическими лицами ремесленной деятельности регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. N 364 "Об осуществлении ремесленной деятельности" (далее - Указ), статьями 369 – 372 Налогового кодекса Республики Беларусь (в ред., вступившей в силу с 01.01.2021, далее - НК), а деятельность в сфере агроэкотуризма регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. N 365 "О развитии агроэкотуризма" (далее - Указ N 365), статьями 373 – 377 НК.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 N 72-З "Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь" (далее – Закон) плательщики, уплатившие сбор за осуществление ремесленной деятельности в срок до 28.12.2020 за полный 2021 год, обязаны доплатить указанный сбор до ставки, установленной пунктом 2 статьи 371 НК, в срок не позднее 31 марта 2021 г.
Аналогично, плательщики, уплатившие сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в срок до 28.12.2020 за полный 2021 год, обязаны доплатить указанный сбор до ставки, установленной пунктом 2 статьи 375 НК, в срок не позднее 31 марта 2021 г.
Согласно пункту 2 статьи 371 НК ставка сбора за осуществление физическими лицами ремесленной деятельности установлена в размере двух базовых величин в календарный год.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК ставка сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма установлена в размере двух базовых величин в календарный год.
Размер базовой величины определяется на дату уплаты сбора (в 2021 году 1 БВ составляет 29,00 белорусских рублей).