С 8 июля 2021 г. на территории Республики Беларусь начнет действовать новый механизм маркировки товаров – маркировка товаров средствами идентификации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров», изложенного в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9 (далее – Указ № 243, Указ № 9), предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенные средства идентификации), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее – электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
В соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Указу № 243 под оборотом товаров понимается ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля.
Учитывая изложенное, требование об обязательном использовании электронных накладных при обороте товаров с незащищенным средством идентификации распространяется в том числе на субъектов хозяйствования, осуществляющих приобретение и последующую реализацию таких товаров.
В целях реализации Указа № 243 МНС подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющий перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Так, в частности с 8 июля 2021 г. предполагается введение маркировки средствами идентификации сыров и мороженного,
с 1 сентября 2021 г. – молочной продукции сроком хранения свыше 40 суток и т.д.
Одновременно обращаем внимание, что с 8 июля 2021 г. при ввозе товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территорию Республики Беларусь при трансграничной торговле (например, из Российской Федерации) товары, включенные в перечень, должны быть промаркированы. При этом Указом № 243 и Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 предусмотрено взаимное признание средств идентификации между государствами-членами Евразийского экономического союза при введении на их территориях маркировки товаров средствами идентификации.
Так, с даты введения в Республике Беларусь маркировки средствами идентификации в отношении молочной продукции, товаров легкой промышленности, шин и покрышек резиновых новых, а также обуви, будут признаваться средства идентификации российского образца, нанесенные на такие товары, и ввезенные с территории Российской Федерации.
В свою очередь в Российской Федерации маркировка товаров осуществляется только незащищенными средствами идентификации.
Учитывая изложенное, субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот (в том числе оптовую и розничную торговлю) товаров, включенных в перечень и маркированных незащищенными средствами идентификации (в том числе ввезенными с территории Российской Федерации), с даты, указанной в перечне, будут обязаны использовать электронные накладные.
Порядок создания, передачи и получения электронных накладных в Республике Беларусь регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940
«О функционировании механизма электронных накладных». Так, в частности, указанным постановлением предусматривается, что их создание, передача и получение осуществляется через систему электронного обмена данными на основании соглашений, заключаемых с операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами).
Справочно. В настоящее время операторами электронного документооборота (далее – EDI-провайдеры), осуществляющими передачу и получение электронных накладных, являются 6 юридических лиц Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли», ООО «Электронные документы и накладные», ООО «Информационные производственные архитектуры», РУП «Издательство «Белбланкавыд», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и ООО «Бидмартс».
Информация об аттестованных EDI-провайдерах размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси по адресу https://ids.by/index.php?option=com_content&view=article&id=226&Itemid=40#ABOUT.
Учитывая изложенное, в целях выполнения требований Указа
№ 243, обращаем внимание субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами, включенными в перечень, на необходимость проработки вопроса с производителями-поставщиками такой продукции на предмет определения необходимости использования электронных накладных в зависимости от выбранного ими способа маркировки (применение незащищенных либо защищенных средств идентификаций).
В январе-феврале 2021 года оперативными подразделениями налоговых органов Брестской области установлено 5 фактов нарушений в сфере оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, которой изъято из теневого оборота 15 711,6 литров. К административной ответственности привлечены 5 правонарушителей, сумма штрафов составила 17,4 тыс. рублей.
Так, установлен факт вовлечения индивидуальным предпринимателем в нелегальный оборот в г. Малорите заведомо фальсифицированных алкогольных напитков, производитель которых, указанный на этикетке, прекратил свое существование еще в 2013 году, о чем свидетельствуют открытые общедоступные интернет-источники. Вместе с тем, акцизные марки, а также сведения о сроке годности и составе продукта на этикетке отсутствовали. Наряду с внешними признаками, указывающими на фальсификацию алкоголя, проведена судебно-химическая экспертиза, результат которой закрепил факт фальсификации, выразившийся в разном объеме разлитой жидкости в одинаковые бутылки и разном соотношении содержания спирта.
Индивидуальный предприниматель привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа в размере 11 600,0 рублей с конфискацией фальсифицированных алкогольных напитков.Под заработной платой «в конвертах» принято понимать вознаграждения, которые работодатель выплачивает работнику, но не оформляет документально. Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты в конвертах, наниматель в качестве аргумента высказывает заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность.
Выплата зарплаты «в конвертах» становится возможной при вовлечении товаров (работ, услуг) в теневой оборот, сокрытии доходов недобросовестными субъектами хозяйствования, минимизации налоговых обязательств по подоходному налогу с физических лиц (далее - подоходный налог) и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, когда трудовые договоры с работниками не заключаются или работники трудоустраиваются на неполный рабочий день или неделю.
Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и соответственно на получение заработной платы без отражения ее в бухгалтерском учете работодателя, должен помнить, что он рискует не получить заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, в любое время работодатель может отказаться от работника, и в будущем такая работа не будет зачислена в стаж работы при назначении пенсии.
С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь внесены дополнения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц путем выплаты доходов физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с пунктами 5 и 5-1 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.
С нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскиваются налоги и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 14.3, 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях, а также предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (далее - Указ) предоставляет ряд преференций, направленных на развитие бизнеса в сельской местности и малых городских поселениях.
Действие Указа распространяется на следующую деятельность (далее - льготируемая деятельность):
- при осуществлении индивидуальными предпринимателями и юридическими лица (далее ИП и организации) на территории сельской местности розничной торговли в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественного питания в объектах общественного питания, оказании бытовых услуг (далее - деятельность на территории сельской местности);
- при осуществлении ИП и микроорганизациями - на территории малых городских поселений общественного питания в объектах общественного питания, оказании бытовых услуг (далее - деятельность на территории малых городских поселений).
Перечень бытовых услуг для ИП - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог) определен Указом. Остальные организации и ИП для целей применения Указа пользуются Перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в государственный информационный ресурс "Реестр бытовых услуг".
Населенные пункты и территории вне их, где организации и ИП могут воспользоваться налоговыми льготами, определяются решениями областных Советов депутатов.
Так, при осуществлении льготируемой деятельности в этих населенных пунктах и на территории вне их с 01.01.2018 по 31.12.2022:
1) организации и ИП освобождаются от налога на добавленную стоимость (далее- НДС) в части оборотов от реализации товаров (работ, услуг), возникающих от льготируемой деятельности;
2) организации исчисляют и уплачивают налог на прибыль по ставке 6% в части прибыли от реализации товаров (работ, услуг), полученной от льготируемой деятельности;
2) ИП - плательщики подоходного налога исчисляют данный налог по ставке 6% от доходов, полученных от льготируемой деятельности и уменьшенных на сумму налоговых вычетов;
3) ставка единого налога для ИП - плательщиков этого налога составляет 1 базовую величину (БВ) в месяц. Размер БВ берется на дату представления налоговой декларации в налоговый орган.
Для пользования льготами необходимо вести раздельный учет оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на указанной территории. А для применения льготной ставки по налогу на прибыль и подоходному налогу также необходим раздельный учет затрат (расходов) по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг).
По остаткам товаров на дату, с которой обороты по реализации освобождаются от НДС, суммы "входного" НДС не подлежат вычету. Если он произведен ранее, нужно восстановить налоговые вычеты. Плательщики НДС, воспользовавшиеся освобождением от НДС, налоговые вычеты распределяют методом раздельного учета.
Выручка от реализации, полученная при осуществлении указанной деятельности, освобождается от доплаты единого налога.
Кроме того, в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 от налога на недвижимость освобождаются:
- расположенные в сельской местности капитальные строения (здания и строения), которые являются или их части являются торговыми объектами, объектами общепита, объектами бытового обслуживания;
- расположенные на территории малых городских поселений капитальные строения (здания и строения), которые являются или их части являются объектами общественного питания и бытового обслуживания.
Земельные участки, находящиеся под этими капстроениями, освобождаются от земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности.
Освобождение применяется при условии осуществления в этих капстроениях в календарном месяце льготируемой деятельности. Для применения освобождения не имеет значения целевое использование или неиспользование остальной части капстроений, которая не занята торговыми объектами, объектами общепита и бытового обслуживания.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
Для того, что бы осуществлять деятельность по оказанию услуг репетиторства без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, следует понимать несколько важных пунктов.
Первое.
Репетиторство - это консультативные услуги по отдельным учебным предметам и дисциплинам, образовательным областям, темам (в т.ч. помощь в подготовке к централизованному тестированию).
Т.е. занятия с репетитором подразумевают преодоление трудностей в изучении учебных предметов либо отдельных тем учебных программ по учебным предметам.
Однако важно не путать репетиторство с обучением новым предметам и знаниям.
Задача репетитора - помочь лучше разобраться в изучаемом предмете, но не обучить новой дисциплине.
В случае, если вы хотите обучать ваших учеников новым знаниям, умениям, навыкам, развивать их творческие способности, вам придется зарегистрироваться в качестве ИП. Такая деятельность подпадает под понятие "обучение" и к репетиторству не относится (подп. 1.12 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).
Второе.
Если же Ваша деятельность является «репетиторством», то важно, чтобы оказание услуги было самостоятельным. Так как если физическое лицо захотело привлечь наемный труд, нанять кого-то еще, например, по трудовому договору или договору подряда, то необходима регистрация в качестве ИП (ч. 3, 4 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
Так, при осуществлении указанного вида деятельности, ставки, согласно НК, установлены в следующих размерах:
- в г. Бресте - в размере 35,00 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – 32,00 руб.,
- в Брестском районе и других населенных пунктах – 25,00 руб. за месяц.
С 01.01.2021 отменена обязанность по хранению в местах осуществления деятельности документов об уплате единого налога.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.Инспекция Министерства по налогам и сборам по Брестскому району разъясняет.
Порядок взимания налога за владение собаками регламентирован главой 29 Налогового кодекса Республики Беларусь, инструкцией «О налоге за владение собаками», утвержденной Брестский районным советом депутатов 14.01.2016 №110 (с изменениями и дополнениями).
Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.
Объектом налогообложения признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.
Налоговая база определяется как количество собак на 1-е число каждого календарного квартала.
С 2022 года ставка налога устанавливается за квартал в размере:
- 0,75 базовых величин, что составляет 24,00 рублей - за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных пород собак;
- 0,15 базовых величин, что составляет 4,80 рублей - в иных случаях
Уплата налога должна производиться физическими лицами ежеквартально путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги (далее - организации ЖКХ), одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за жилищно-коммунальные услуги).
От налога за владение собаками освобождаются:
инвалиды по зрению, владеющие собакой-поводырем;
ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
инвалиды I и II группы;
неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, владеющие не более чем одной собакой, при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц, за исключением военнослужащих срочной военной службы, граждан, направленных на альтернативную службу, а также лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы (при наличии подтверждающих документов);
проживающие в одноквартирных или блокированных жилых домах, в случае если собака не используется в предпринимательской деятельности.
Инспекция Министерства по налогам и сборам по Брестскому району разъясняет.
Плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход, воспользовавшись правом на имущественный налоговый вычет в соответствии со статьей 211 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Так, право на получение вычета имеют плательщик и члены его семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшие на таком учете на момент заключения договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку, кредитного договора или договора займа в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами (ч. 3 подп. 1.1 ст. 211 НК)
Справочно: Для целей применения вычета к членам семьи плательщика относятся супруг (супруга), их дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика.
При это, вычет предоставляется в сумме:
1) фактически произведенных плательщиком и членами его семьи расходов на строительство (в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций) либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры (в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), а также в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку;
2) расходов на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство, приобретение жилищных облигаций либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры.
Справочно: Для целей применения вычета строительством признается строительная деятельность по возведению объекта, реконструкции объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации на возведение, реконструкцию объекта, выполнение строительных, специальных, монтажных и пусконаладочных работ, в том числе монтаж и установку систем обеспечивающих функционирование объекта (электрических, водопроводных систем, систем водо-, газоснабжения, канализации, систем отопления).
При этом в состав фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение жилья включаются в том числе:
- расходы на разработку проектно-сметной документации;
- расходы на работы, связанные с внутренней отделкой жилья, - при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры;
- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
- расходы по газификации одноквартирного жилого дома, в том числе расходы на оплату стоимости проектирования и строительства газопровода-отвода и внутридомовой системы газоснабжения;
- расходы на приобретение жилищных облигаций;
- расходы на приобретение жилья;
- расходы по оплате лизинговых платежей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, в части оплаты стоимости предмета лизинга - одноквартирного жилого дома или квартиры (ч. 12 подп. 1.1 ст. 211 НК)
Обращаем внимание, что в случае, если плательщик воспользовался правом на получения (частичное получение) вычета на строительство либо приобретение жилья, то такой плательщик не вправе получить вычет в отношении иной квартиры или иного одноквартирного жилого домаИнспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
При осуществлении деятельности по реализации продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, физическим лицам не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 337 Налогового кодекса Республики Беларусь, с изменениями и дополнениями, далее – НК).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и места осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
Так, при осуществлении указанного вида деятельности, ставки, согласно НК, установлены в следующих размерах:
- в г. Бресте - в размере 66,00 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – 58,00 руб.,
- в Брестском районе и других населенных пунктах – 57,00 руб. за месяц.
Также следует отметить, что при разовой реализации вышеуказанных товаров менее 15 дней в календарном месяце на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, единый налог исчисляется с применением коэффициента 0,5 (т.е. ставка уменьшается в 2 раза), однако в том случае, если наряду с данным видом деятельности не осуществляются иные виды деятельности, указанными в п.п. 3.1.3 - 3.1.30 и п.п. 3.2 п. 3 статьи 337 НК.
Обращаем внимание, что физические лица в рамках заявительного принципа могут реализовывать на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах как самостоятельно выращенные цветы, так и приобретенные для реализации.
С 01.01.2021 отменена обязанность по хранению в местах осуществления деятельности документов об уплате единого налога.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.