Вот уже несколько лет успешно функционирует такая форма контроля налоговых органов как камеральная проверка, позволяющая дистанционно, с использованием информационных ресурсов, выявлять ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования.
Следует отметить, что основной целью камеральной проверки является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину).
Камеральная проверка состоит из двух этапов: предварительного и последующего.
Предварительный этап камеральной проверки, как правило, проводится автоматически с использованием программных и технических средств, на данном этапе проверяются:
своевременность постановки на учет;
своевременность представления налоговых деклараций, соблюдение порядка их заполнения и правильность оформления реквизитов, в том числе соответствие реквизитов сведениям, содержащимся в Государственном реестре плательщиков;
правильность арифметического подсчета, своевременность и полнота уплаты сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
соблюдение требований по обеспечению зачисления выручки на расчетный счет в предусмотренном законодательством порядке.
В случае выявления на предварительном этапе камеральной проверки каких-либо нарушений (отклонений) плательщику направляется информационное сообщение, содержащее перечень ошибок, по результатам изучения которого предлагается не позднее пяти рабочих дней внести исправления в налоговую декларацию или представить пояснения.
Последующий этап камеральной проверки проводится в отношении представленных налоговых деклараций, на данном этапе проверяются:
полнота исчисления налогов, сборов (пошлин) и достоверность сведений, указанных плательщиком в налоговых декларациях и других документах, обязанность представления которых установлена законодательством, либо их непредставление;
соответствие данных, содержащихся в налоговой декларации и прилагаемых к ней документах и (или) информации, иным имеющимся в налоговом органе документам и (или) информации о деятельности плательщика;
обоснованность применения налоговых ставок и налоговых льгот;
иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.
При выявлении каких-либо нарушений (отклонений) на последующем этапе камеральной проверки плательщику направляется уведомление с предложением не позднее десяти рабочих дней представить дополнительные документы, информацию, пояснения, либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию.
Следует отметить, что при добровольном устранении субъектом хозяйствования нарушений, повлекших неуплату или неполную уплату суммы налога, контролирующим органом не применяются меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц.
Если после получения уведомления плательщиком не представлены дополнительные документы, информация, пояснения, уточненная декларация, либо представлены пояснения, которые налоговым органом не приняты как обоснованные, составляется акт камеральной проверки либо рассматривается вопрос о назначении внеплановой проверки, если выявленное нарушение не может быть полностью подтверждено камеральной проверкой.
Так, за январь-май 2021 года налоговыми органами Брестской области в рамках осуществления последующего этапа камеральной проверки в адрес субъектов хозяйствования направлено 1652 уведомления, в ответ на которые плательщиками представлены уточненные налоговые декларации или пояснения, сумма добровольно уплаченных налогов составила более 6,6 млн. рублей, предотвращен необоснованный возврат налога на добавленную стоимость из бюджета в сумме более 3,1 млн. рублей.
Таким образом, камеральный контроль с одной стороны позволяет снизить вмешательство налоговых органов в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, а с другой стороны, путем использование мер профилактического и предупредительного характера, – выявить и исправить ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования при исчислении и уплате налогов и сборов.
Инспекция МНС по Брестскому району сообщает о вступлении в силу с 08.07.2021 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2021 № 311 «Об определении стоимости» (далее – постановление № 311) и с 01.07.2021 постановления Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 03.05.2021 № 2/37/20/7 «Об изменении постановления Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.12.2019 № 12/76/42/20» (далее – постановление № 2/37/20/7).
В соответствии с постановлением № 2/37/20/7 информация о нанесенных средствах идентификации в отношении молочной продукции указывается в электронных накладных в случае наличия у субъектов хозяйствования необходимых программных и технических средств для указания такой информации.
Таким образом, для организаций, осуществляющих оборот (в том числе приобретение и получение) молочной продукции, маркированной средствами идентификации, нанесенными непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты, временно упрощается порядок использования электронных накладных, предусматривающий отсутствие обязанности по поштучному учету такой продукции.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
I. Физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) такие виды деятельности как: видеосъемка событий; фотосъемка, изготовление фотографий; оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота; деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг; деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру; деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой и иные виды деятельности, указанные в пункте 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и места осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с физических лиц по установленным ставкам.
В зависимости от места осуществления вышепоименованных видов деятельности, приложением 24 к НК установлены следующие размеры ставок единого налога, бел. руб.:
|
г. Брест |
Брестский р-н |
видеосъемка событий |
112,00 |
68,00 |
фотосъемка, изготовление фотографий |
104,00 |
63,00 |
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота |
20,00 |
14,00 |
деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг |
101,00 |
46,00 |
деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру |
96,00 |
35,00 |
деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой |
110,00 |
63,00 |
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.
С 01.01.2021 отменена обязанность по хранению в местах осуществления деятельности документов об уплате единого налога.
II. Для осуществления деятельности по сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим физическим лицам на долгосрочный период, необходимо произвести следующие действия:
1. Заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
2. Зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. Произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах, установленных приложением 2 к НК.
Ставка подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах для физических лиц, сдающих жилые помещения в г. Бресте, установлена в размере 32,20 бел. руб. за месяц за каждую сдаваемую комнату; в городах районного подчинения и поселках городского типа – 15,50 бел. руб., в иных населенных пунктах и территориях – 11,10 бел. руб.
Для осуществления деятельности по сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим физическим лицам на краткосрочный период, необходимо произвести следующие действия:
1. подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием вида деятельности, периода и места осуществления деятельности (сведения об объекте недвижимого имущества).
2. произвести уплату единого налога, сумму которого на основании полученного письменного уведомления исчислит налоговый орган.
Так, ставка единого налога с физических лиц, сдающих жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания (за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу) в г. Бресте, установлена в размере 122,00 бел. руб. за месяц; в иных населенных пунктах – 75,00 бел. руб. за месяц.На основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 марта 2021 г. №128 «О применении специальных мер» Советом Министров Республики Беларусь 23 апреля 2021 г. принято постановление №240 «О применении специальных мер» (далее- постановление №240).
Постановлением №240 установлен перечень запрещенных товаров, а также утверждено Положение о порядке действий в отношении запрещенных товаров (далее – Положение). Соответствующие перечень и Положение вступили в силу с 5 мая 2021 г.
Положением предусмотрена возможность для субъектов хозяйствования реализовать имеющиеся у них остатки запрещенных товаров, промаркировав их специальными контрольными знаками. Для этих целей субъекты торговли, у которых во владении находятся запрещенные товары (далее – товары), должны выполнить требования пунктов 12-14 Положения, а именно:
с 5 мая 2021 г. приостановить оптовую и (или) розничную торговлю товарами;
не позднее 13 мая 2021 г. провести инвентаризацию образовавшихся товаров (включая инвентаризацию остатков товаров во вскрытой потребительской упаковке с указанием их объема (массы) и оформить инвентаризационную опись в двух экземплярах. В инвентаризационную опись не включаются остатки товаров с просроченным сроком годности на дату инвентаризации;
не позднее пяти рабочих дней с даты составления инвентаризационной описи представить два ее экземпляра в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет (далее – инспекция МНС). Инспекция МНС в день представления инвентаризационных описей проставляет на них отметки о дате приема, после чего один экземпляр инвентаризационной описи возвращает субъекту торговли, копию второго экземпляра в течение пяти рабочих дней направляет в РУП «Издательство «Белбланкавыд»;
хранить остатки товаров в местах их нахождения при соблюдении условий, установленных в пункте 14 Положения;
приобрести у РУП «Издательство «Белбланкавыд» специальные контрольные знаки в количестве, не превышающем количество товара, указанного в инвентаризационной описи. При этом специальные контрольные знаки не реализуются для остатков товаров, включенных в инвентаризационную опись, во вскрытой потребительской упаковке;
не позднее 5 июля 2021 г. промаркировать остатки товаров без вскрытой потребительской упаковки (в течение 60 календарных дней с даты вступления в силу Положения);
реализовать или использовать остатки товара во вскрытой потребительской упаковке без маркировки их специальными контрольными знаками в течение 60 календарных дней с даты проведения инвентаризации, но не более установленного срока годности.
Налоговыми органами будет осуществлять контроль за ввозом на территорию Республики Беларусь и реализацией запрещенных товаров в торговых объектах, на рынках, выставках, ярмарках, в интернет-магазинах и глобальной компьютерной сети Интернет.
В случае выявления фактов ввоза на территорию Республики Беларусь запрещенных товаров налоговым органом по месту постановки на учет плательщика на основании имеющихся у него сведений будет направляться в адрес плательщика уведомление в порядке, установленном частью первой пункта 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь, с указанием на запрет ввоза запрещенных товаров на территорию Республики Беларусь и принятие мер по их вывозу за пределы территории Республики Беларусь с представлением документов (их копий), подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Республики Беларусь.
В случае выявления не маркированных специальными контрольными знаками запрещенных товаров лицам, во владении которых находятся указанные товары, должностными лицами налогового органа будут выдаваться требования о запрете реализации запрещенных товаров, о необходимости вывоза запрещенных товаров за пределы территории Республики Беларусь.
В случае выявления фактов обращения на территории Республики Беларусь не маркированных специальными контрольными знаками запрещенных товаров, налоговым органом по месту постановки на учет плательщика на основании имеющихся у него сведений будет направляться в адрес плательщика уведомление в порядке, установленным частью первой пункта 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь и (или) принятие мер по их вывозу за пределы территории Республики Беларусь с представлением подтверждающих документов.
Подтверждающими документам являются:
при вывозе запрещенных товаров за пределы Республики Беларусь через таможенную границу ЕАЭС – таможенная декларация и транспортные (перевозочные) документы;
при вывозе товаров в государства-члены ЕАЭС – транспортные (перевозочные) документы.
В случае невыполнения требования должностного лица налогового органа к виновным лицам будут применяться меры административной ответственности, предусмотренные статьей 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушения (далее – КоАП). В отношении лиц, осуществляющих реализацию запрещенных товаров в нарушение установленного порядка, будет вестись административный процесс по статье 13.3 КоАП.
Приложение
к постановлению Совета
Министров Республики Беларусь
от 23.04.2021 №240
ПЕРЕЧЕНЬ запрещенных товаров
Краткое наименование товара |
Код единой Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности Евразийского экономического союза |
Производители |
||
1. Парфюмерные, косметические или туалетные средства, изделия из пластмасс |
из 3304,
|
руппа компаний "BEIERSDORF" (торговые марки "NIVEA", "EUCERIN", "LA PRAIRIE", "LABELLO", "HANSAPLAST", "FLORENA", "8X4", "SKIN STORIES", "GAMMON", "TESA", "CHAUL", "COPPERTONE", "HIDROFUGAL", "STOP THE WATER WHILE USING ME") |
||
2. Автомобили легковые |
из 8703
|
|
||
3. Химическая и нефтехимическая продукция
|
из 2710, |
группа компаний "LIQUI MOLY"
|
Согласно пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:
- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);
- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);
Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 355 НК).
Под "краткосрочной" сдачей понимается предоставление жилья по двум и более договорам найма (поднайма), заключенным в одном календарном году на срок не более 15 дней каждый (пункт 47 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК).
Так в частности в Брестской области установлены следующие ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в зависимости от территории осуществления деятельности (места расположения сдаваемого помещения):
- по предоставление мест для краткосрочного проживания: г. Брест – 100,05 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 72,45 руб. за месяц, г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 66,70 руб. за месяц, города районного подчинения, за исключением г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 62,10 руб. за месяц, поселки городского типа, сельские населенные пункты – 35,65 руб. за месяц (пункт 38 таблицы 2 Приложения к решению Брестского областного Совета депутатов № 218 от 16.12.2016 г. «Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившими силу решений Брестского областного Совета депутатов от 3 марта 2016 г. № 145 и от 27 сентября 2016 г. № 191);
- по сдаче в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания): г. Брест – 30 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 15 руб. за месяц, другие населенные пункты – 12 руб. за месяц (подпункт 1.9 пункта 1 приложения № 24 к НК);
Обращаем внимание, что на основании решения Брестского областного Совета депутатов от 18.05.2020 № 173 «Об уменьшении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц» во II и III кварталах 2020 года уменьшен в два раза размер применяемых в этот период ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Следует также обратить внимание, что при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания или сдачи в аренду помещений, единый налог уплачивается по каждой сдаваемой жилой комнате в квартире, жилом доме, по каждому садовому домику, по каждой даче (часть 1 пункта 11 статьи 342 НК).
В соответствии с частью 2 пункта 11 статьи 342 при предоставлении в отчетном периоде в одном жилом доме, одной квартире, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и одновременной сдачи этого же помещения в аренду (субаренду), наем (поднаем) единый налог уплачивается по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога с учетом положений части первой настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК при превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период без учета норм пунктов 1 и 2 статьи 340 НК индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере 5 процентов с суммы такого превышения.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).
Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).Под заработной платой «в конвертах» принято понимать вознаграждения, которые работодатель выплачивает работнику, но не оформляет документально. Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты в конвертах, наниматель в качестве аргумента высказывает заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность.
Выплата зарплаты «в конвертах» становится возможной при вовлечении товаров (работ, услуг) в теневой оборот, сокрытии доходов недобросовестными субъектами хозяйствования, минимизации налоговых обязательств по подоходному налогу с физических лиц (далее - подоходный налог) и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, когда трудовые договоры с работниками не заключаются или работники трудоустраиваются на неполный рабочий день или неделю.
Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и соответственно на получение заработной платы без отражения ее в бухгалтерском учете работодателя, должен помнить, что он рискует не получить заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, в любое время работодатель может отказаться от работника, и в будущем такая работа не будет зачислена в стаж работы при назначении пенсии.
С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь внесены дополнения, направленные на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц путем выплаты доходов физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с пунктами 5 и 5-1 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.
С нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскиваются налоги и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 14.3, 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях, а также предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.