Инспекция МНС по Брестскому району напоминает о некоторых особенностях уплаты НДС индивидуальными предпринимателями (далее – ИП), применяющими общий порядок налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее - НК) плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в обязательном порядке признаются ИП, применяющие общий порядок налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 НК, выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки.
В сумму выручки не включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с НК уплачиваются единый налог с ИП и иных физических лиц и (или) налог при упрощенной системе налогообложения.
Независимо от возникновения обстоятельств, указанных выше ИП имеет право на уплату НДС в добровольном порядке, если им принято решение об уплате НДС и подано в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о принятом решении в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого будет исчисляться НДС (часть 1 подпункта 1.3 пункта 1 статьи 113 НК).
ИП до окончания налогового периода признается плательщиком НДС в отношении всех объектов налогообложения:
- при возникновении обстоятельств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 113 НК - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения такого обстоятельства;
- при принятии решения об уплате НДС - начиная с 1-го числа месяца, указанного в уведомлении о принятом решении об уплате налога на добавленную стоимость;
- ИП, государственная регистрация которого осуществлена в текущем налоговом периоде, представивший уведомление о принятом решении в месяце его государственной регистрации – начиная с дня его государственной регистрации и до окончания налогового периода.
Налоговым периодом признается – календарный год.
За более подробным разъяснением налогового законодательства индивидуальные предприниматели вправе обратиться в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт-центр» по телефону 189 (стационарная сеть), либо (017) 229-79-79.ИМНС по Брестскому району в связи с вступившими с 01.01.2022 изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), касающимися применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения (далее УСН) сообщает следующее.
1. Видеосъемка событий, создание видеофильмов.
В ситуации, когда предметом договора является видеосъемка, в том числе видеосъемка событий, то есть помимо непосредственно видеосъемки индивидуальный предприниматель не осуществляет обработку материала (монтаж, редактирование и т.п.), с учетом положений пункта 2 статьи 13 НК для целей применения УСН такая деятельность классифицируется как «услуга». В этой связи, в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 статьи 327 НК индивидуальный предприниматель утрачивает право применять УСН с месяца, в котором им будет осуществляться такая деятельность.
Обращаем внимание, что если в рамках осуществления видеосъемки индивидуальным предпринимателем будет изготовлен видеофильм, создан видеоконтент, то есть помимо непосредственно видеосъемки будет осуществлена обработка видеоматериала (монтаж, редактирование и т.п.), то такая деятельность индивидуального предпринимателя для целей налогообложения классифицируется как работа.
2. Создание видеоконтента.
С 1 января 2022 года не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением видов деятельности, перечисленных в подпункте 2.7 пункта 2 статьи 324 НК (подпункт 2.7 пункта 2 статьи 324 НК).
Индивидуальные предприниматели, реализующие имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и соблюдающие иные условия применения УСН, предусмотренные главой 32 НК, как и ранее вправе применять УСН.
Для целей применения положений НК под имущественными правами понимаются вытекающие из договорных и недоговорных отношений права, в том числе возникающие по поводу определения судьбы имущества, связанные с его владением, пользованием и распоряжением, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности (подпункт 2.9 пункта 2 статьи 13 НК).
Таким образом, если в результате интеллектуальной деятельности индивидуальным предпринимателем создается объект интеллектуальной собственности (видеоконтент), на который как на объект интеллектуальной собственности на основании договорных отношений реализуются (передаются) имущественные права, то такой индивидуальный предприниматель вправе применять в 2022 году УСН.
В то же время, если создание видеоконтента и его реализация не связаны с передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, то для определения порядка налогообложения следует исходить из закрепленных в пункте 2 статьи 13 НК определений терминов «работа» и «услуга», а также определений отдельных видов услуг и работ. При этом термин «создание видеоконтента» в НК не закреплен.
Исходя из положений подпунктов 2.21 и 2.30 пункта 2 статьи 13 НК основное отличие работы от услуги заключается в том, что при выполнении работы ее результаты имеют овеществленный (материальный) характер, а оказание услуги заключается в деятельности (действиях) исполнителя, которая не предполагает передачу материального результата.
На практике имеет место ситуация, когда индивидуальный предприниматель создает видеоматериалы (видеоконтент) и передает их заказчикам. При этом, исходя из договорных отношений, не усматривается реализация (передача) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. В такой ситуации с учетом положений пункта 2 статьи 13 НК для целей применения УСН осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность по созданию видеоконтента классифицируется как «работа». Следовательно, если индивидуальный предприниматель осуществляет такую деятельность и соблюдает иные условия применения УСН, то он вправе в 2022 году применять УСН.
3. Создание музыкальных треков.
Как было отмечено ранее для целей применения положений НК под имущественными правами понимаются вытекающие из договорных и недоговорных отношений права, в том числе возникающие по поводу определения судьбы имущества, связанные с его владением, пользованием и распоряжением, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности (подпункт 2.9 пункта 2 статьи 13 НК).
Таким образом, если в результате интеллектуальной деятельности индивидуальным предпринимателем создается объект интеллектуальной собственности, на который как на объект интеллектуальной собственности на основании договорных отношений реализуются (передаются) имущественные права, то такой индивидуальный предприниматель вправе применять в 2022 году УСН.
На практике имеют место следующие ситуации.
3.1. Предметом договора является создание Автором (индивидуальный предприниматель) инструментальных переложений (аранжировки) перечисленных в договоре произведений (далее – Произведения) и передача Заказчику права на использование Произведений, который за созданные Произведения и предоставление прав на них уплачивает Автору (индивидуальному предпринимателю) вознаграждение.
По условиям договора Автор обязан создать Произведение своими силами и средствами и гарантировать наличие у него авторских прав на созданные Произведения, а также соблюдение прав авторов Произведений. В свою очередь Заказчик обязуется принять результат создания объекта интеллектуальной собственности Автора и оплатить Автору вознаграждение.
3.2. Предметом договора является оказание Исполнителем (индивидуальный предприниматель) услуг по созданию музыкального трека для рекламного ролика Заказчика. При этом с момента подписания акта сдачи-приемки выполненных работ к Заказчику переходят все имущественные авторские права в отношении результатов работ.
В соответствии с законодательством авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. В вышеприведенных договорах идет речь о создании объекта, который создается в результате интеллектуальной деятельности Автора (Исполнителя). При этом на основании договорных отношений одновременно с передачей объекта интеллектуальной собственности Заказчику передаются авторские права на него.
Таким образом, в рассматриваемых ситуациях, если деятельность индивидуального предпринимателя ограничена только созданием объектов интеллектуальной собственности, на которые как на объект интеллектуальной собственности на основании договорных отношений реализуются (передаются) имущественные права, то индивидуальный предприниматель вправе применять в 2022 году УСН.Инспекция МНС по Брестскому району по вопросу включения индивидуальными предпринимателями в состав расходов амортизационных отчислений от стоимости основных средств, приобретенных ранее ими как физическими лицами, в том числе полученных в результате дарения, а также приобретенных (сооруженных) индивидуальными предпринимателями в период применения особых режимов налогообложения, сообщает следующее.
Согласно п. 14 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) расходами индивидуальных предпринимателей признаются
документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Таким образом, для того, чтобы учесть при налогообложении расходы, должны одновременно соблюдаться следующие условия: расходы должны быть подтверждены документами, расходы должны быть произведены плательщиком, расходы должны быть связаны с осуществлением
предпринимательской деятельности плательщика. При несоблюдении одного из указанных условий индивидуальный предприниматель не вправе учесть расходы при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог).
Одновременно в случаях, предусмотренных законодательством, индивидуальными предпринимателями может быть произведена дооценка (переоценка) стоимости приобретенных ими материальных ценностей (п.17 ст. 205 НК).
Порядок учета индивидуальными предпринимателями основных средств, в том числе порядок определения их стоимости, определен в
главе 3 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5 (далее – Инструкция).
Исходя из положений п. 21 Инструкции основные средства, приобретенные, сооруженные и изготовленные плательщиком, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая включает
стоимость приобретения основных средств и все фактически произведенные плательщиком расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и
доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель не вправе включить в состав расходов при определении налоговой базы
подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, стоимость которого сформирована без учета фактических расходов, и при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы. Согласно ч. 4 п. 24 Инструкции (в редакции до 13 апреля 2022 г.) индивидуальный предприниматель вправе данные о стоимости
(цене), действующей на дату отражения в учете основных средств, принадлежащих плательщику как физическому лицу, подтвердить заключением об оценке (по рыночной стоимости), выданным оценщиком.
Вместе с тем, заключение об оценке (по рыночной стоимости) имущества, выданное оценщиком, имеющим свидетельство об аттестации
оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки, не подтверждает расходы плательщика на приобретение оцениваемого имущества. Соответственно, независимо от наличия такого заключения не включаются в состав расходов при
определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости приобретенного (сооруженного) имущества, расходы на приобретение (сооружение) которого не подтверждены документами.
При составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) у субъектов хозяйствования может возникнуть ситуация, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленного по реализации. Образовавшуюся сумму превышения субъекты вправе зачесть в счет уплаты иных налогов или вернуть из бюджета на свой расчетный счет на основании заявления, представляемого в налоговый орган.
Однако, до осуществления фактического возврата или зачета суммы НДС, налоговый орган в обязательном порядке осуществляет камеральную проверку представленных налоговых деклараций и проверяет правомерность заявленной к возврату (зачету) суммы НДС.
Такая проверка проводится дистанционно – по месту нахождения налогового органа и на основании информационных ресурсов, которыми он располагает. О дате начала и окончания проведения камеральной проверки субъект хозяйствования может даже не знать, в то же время, если будут выявлены ошибки, влекущие уменьшение заявленной к возврату суммы НДС, плательщику обязательно направят уведомление в соответствии с нормами статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) с предложением представить дополнительные документы, сведения, пояснения и (или) уточненные налоговые деклараций по НДС.
Следует отметить, что пунктом 5-1 статьи 137 НК предусмотрено, что если плательщик, претендующий на возврат НДС из бюджета, своевременно не отреагировал на уведомление налогового органа (не представил пояснения или уточненные декларации), с 01.01.2022 такому субъекту хозяйствования вернут сумму превышения НДС не позднее 5 рабочих дней со дня получения ответа на уведомление или составления акта камеральной проверки.
В настоящее время выявление и пресечение необоснованного возврата и зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, является одним из приоритетных направлений в контрольной деятельности налоговых органов, в том числе в рамках проведения камерального контроля.
В целом за 1 квартал 2022 года налоговыми органами Брестской области осуществлен последующий этап камеральной проверки 2 987 решений о возврате сумм НДС, аннулировано полностью или частично – 52 решения. В ответ на направленные уведомления плательщиками представлены уточненные налоговые декларации или пояснения, по 2 результатам которых предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета в общей сумме более 4,1 млн. рублей.
Так, в ходе данной работы подразделениями камерального контроля выявляются следующие основные нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования:
занижение налоговой базы по НДС по оборотам, облагаемым по ставкам 20 и 10 процентов;
включение в состав налоговых вычетов сумм «ввозного» НДС, при отсутствии факта уплаты НДС или не выставлении электронных счетов-фактур в законодательно установленные сроки;
принятие к вычету сумм НДС по покупкам, оплаченным за счет безвозмездно полученных бюджетных средств;
создание фиктивного документооборота по реализации продукции по ставкам НДС 0 и 10 процентов.
Обращаем внимание, что за налоговые нарушения, связанные с необоснованным возвратом из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, созданием искусственного документооборота, умышленным дроблением бизнеса и иных действий предусмотрена ответственность.
С 01.01.2022 к анализируемым сделкам относятся операции:
-по реализации (погашению) или получению ценных бумаг, производных финансовых инструментов;
-предоставлению (получению) кредита (займа) (п. 2 ст.87, п.1 и 2 ст. 88 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее-НК).
Организация-плательщик налога на прибыль в случаях, указанных в п.1 и п.2 ст. 88 НК обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде сделке путем внесения сведений о ней в электронный счет-фактуру и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (п.1 ст.97 НК).
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2022 №18 внесены изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 №15 (далее-Инструкция).
Часть изменений, вступающих в силу с 20 мая 2022 года обусловлена введением с 01.01.2022 контроля налоговых органов за применением плательщиками нерыночных цен по ценным бумагам, производным финансовым инструментам, кредитам (займам), процентам по кредиту (займу).
Порядок заполнения электронного счет-фактуры по таким операциям установлен п.п.3,5,9,64,65 Инструкции. Также установлен порядок заполнения строк «дата совершения операции» (п.п.21.3 п.21), «статус поставщика» (п.п.22.1 п.22), «статус получателя (по договору/контракту)» (п.п.23.1п.23), договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав (п.п.25.1 п.25, раздела 6 (п.п.26.1, 26.2.2, 26.4, 26.6, 26.8-26.11 п.26).
Обращаем внимание, что создавать электронный счет-фактуру необходимо и в отношении процентов, отраженных в бухгалтерском учете начиная с 01.01.2022, по кредитам (займам), полученным, в том числе до 01.01.2022.
Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
Физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве временного пользования, в частной собственности, в пожизненном наследуемом владении, а также принятые физическими лицами по наследству (абз. 3 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса (далее – НК)) являются плательщиками земельного налога с физических лиц.
Льготы, предусмотренные НК.
Земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства, в виде служебного земельного надела, для традиционных народных промыслов (ремесел), строительства (установки) временных индивидуальных гаражей согласно пункту 7 статьи 239 НК освобождаются от земельного налога, если они принадлежат плательщикам - физическим лицам:
- членам многодетных семей;
- военнослужащим срочной военной службы;
- физическим лицам, проходящим альтернативную службу;
- участникам ВОВ и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом РБ "О ветеранах";
- лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;
- инвалидам I и II группы;
- несовершеннолетним детям;
- лицам, признанным недееспособными.
С 2022 года при наличии у вышеуказанных лиц двух и более объектов налогообложения (земельных участков), налоговая льгота предоставляется в отношении только одного объекта налогообложения, кадастровая стоимость одного квадратного метра которого больше, чем кадастровая стоимость одного квадратного метра иных таких объектов налогообложения, принадлежащих плательщику.
Вместе с тем, вне зависимости от количества земельных участков, принадлежащих членам многодетных семей, льгота предоставляется по каждому объекту налогообложения.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
I. Физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) такие виды деятельности как: видеосъемка событий; фотосъемка, изготовление фотографий; оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота; деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг; деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру; деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой и иные виды деятельности, указанные в пункте 3 статьи 337 Налогового кодекса (далее – НК).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и места осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
В зависимости от места осуществления вышепоименованных видов деятельности, приложением 24 к НК установлены следующие размеры ставок единого налога, бел. руб.:
Наименование вида деятельности |
г. Брест |
Брестский р-н |
видеосъемка событий |
243,00 |
158,00 |
фотосъемка, изготовление фотографий |
226,00 |
147,00 |
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота |
43,00 |
33,00 |
деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг |
219,00 |
105,00 |
деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру |
208,00 |
82,00 |
деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой |
239,00 |
147,00 |
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.
II. Для осуществления деятельности по сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим физическим лицам на долгосрочный период, необходимо произвести следующие действия:
1. Заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
2. Зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. Произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах, установленных приложением 2 к НК.
В отношении доходов, полученных плательщиками (физическими лицами) от сдачи гражданам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь, применяются ставки подоходного налога, установленные в фиксированных суммах, согласно приложению 2 к Налоговому кодексу (далее – НК).
Ставка подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах для физических лиц, сдающих жилые помещения в г. Бресте, установлена в размере 34,50 бел. руб. за месяц за каждую сдаваемую комнату (садовый домик, дачу); в городах районного подчинения и поселках городского типа – 16,60 бел. руб., в иных населенных пунктах и территориях – 11,90 бел. руб.
Для осуществления деятельности по сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим физическим лицам на краткосрочный период, необходимо произвести следующие действия:
1. подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием вида деятельности, периода и места осуществления деятельности (сведения об объекте недвижимого имущества).
2. произвести уплату единого налога, сумму которого на основании полученного письменного уведомления исчислит налоговый орган.
Так, ставка единого налога с физических лиц, сдающих жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания (за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу) в г. Бресте, установлена в размере 265,00 бел. руб. за месяц; в населенных пунктах Брестского района – 175,00 бел. руб. за месяц (приложение 24 к НК).Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование либо применено освобождение от указанной платы (пункт 1 статьи 321 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями)) (далее – НК).
Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей (пункт 2 статьи 322 НК).
Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен (пункт 2 статьи 321 НК).
Ставка сбора установлена Решением Брестского районного Совета депутатов от 14.01.2016 № 110 «Об установлении на территории Брестского района местных налога и сборов, введение их в действие» (с изменениями и дополнениями) в размере 5 %.
Индивидуальные предприниматели ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по сбору с заготовителей не позднее 20-го числа и уплачивают сбор не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункты 3, 4 статьи 322 НК).
Суммы сбора включаются индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (статья 323 НК).Вопрос:
Организацией, для реализации продукции животноводства и растениеводства собственного производства, на торговом месте на рынке приобретена программная касса, местом использования которой, согласно данным системы контроля кассового оборудования, является место нахождения торгового места на рынке.
Вправе ли организация при реализации произведенной сельскохозяйственной продукции физическим лицам по месту своего нахождения осуществлять прием наличных денежных средств в кассу организации без использования кассового оборудования?
Ответ:
Подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) плательщик обязан обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством.
Данный порядок регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16) и Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденным постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Согласно пункту 4 Положения № 924/16 при приеме наличных денежных средств, безналичных денежных средств, электронных денег при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR – кодов и (или) мобильных приложений при продаже товаров кассир проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств, выдает потребителю платежный документ, подтверждающий оплату услуги, помещает полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения.
Пунктом 35 Положения № 924/16 определены случаи, когда юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
В частности, подпунктом 35.20 пункта 35 Положения № 924/16 установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования (или) платежных терминалов при продаже (за исключением продажи в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства, при этом расчет за реализованную продукцию производится наличными денежными средствами непосредственно в кассу юридического лица.
В данном случае в соответствии с пунктом 37 Положения № 924/16 субъекты хозяйствования оформляют каждый факт приема наличных денежных средств квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.04.2021 № 25 «О форме квитанции» (далее – квитанция).
При этом, согласно пункту 41 Положения № 924/16 юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования в случаях, определенных в главе 6 Положения № 924/16, при условии, если этими юридическими лицами не используется кассовый аппарат с установленным средством контроля налогового органа, программная касса в случаях, перечисленных в пункте 35 Положения № 924/16.
Так как имеющаяся у организации программная касса зарегистрирована для осуществления торговли на торговом месте на рынке, то нормы пункта 41 Положения № 924/16 в рассматриваемой ситуации не применяются, и организация вправе на основании подпункта 35.20 пункта 35 Положения № 924/16 при реализации произведенной продукции растениеводства и животноводства осуществлять прием наличных денежных средств непосредственно в кассу организации без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов на основании квитанций.С 01.01.2022 освобождение от налога на недвижимость впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты приемки будет применяться только в отношении объектов, принятых в эксплуатацию в соответствии с Положением «О порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства», утвержденным Постановлением СМ Республики Беларусь № 716 от 06.01.2011 (с изменениями и дополнениями). Также в отношении таких объектов, введенных в эксплуатацию после 01.01.2019, в течение следующих второго-пятого годов с даты приемки могут быть применены пониженные ставки налога (0,2% - 0,8%).
Дополнен перечень капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, которые не являются объектами обложения налогом на недвижимость. В него включены полученные в безвозмездное пользование культовые капитальные строения (здания, сооружения), их части религиозным организациям (объединениям), зарегистрированными в соответствии с законодательством.
С 2022 года изменился порядок определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость по арендованным (взятым в иное пользование) у физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, объектам налогообложения.
В случае отсутствия оценочной стоимости на 1 января текущего года, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним либо указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости), выданном аттестованным оценщиком, организация должна определить налоговую базу в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК), а не в соответствии с порядком, установленным в Положении № 187, как это было ранее.
Стоимость арендованных (взятых в иное пользование) объектов налогообложения на 01.01.2022, принадлежащих физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, для определения налоговой базы рассчитывается организацией исходя из:
- расчетной стоимости 1 кв. м типового капитального строения (здания, сооружения) и общей площади (для машино-мест – площади) объекта налогообложения;
- расчетной стоимости 1 м типового капитального строения (здания, сооружения) и протяженности сооружения, у которого отсутствует площадь.
Размеры расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капитального строения (здания, сооружения) на 01.01.2022 установлены в приложении 31 к НК.
Например, если организация арендовала в 2021 году капитальное строение (здание, сооружение) у физического лица и, соответственно, исчисляла и уплачивала налог на недвижимость по этому объекту, то в 2022 году, если она продолжает его арендовать, механизм пересчета прошлогодней налоговой базы путем индексации уже не применяется. Организация должна определить стоимость арендованного объекта исходя из расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капитального строения (здания, сооружения) из приложения 31 к НК и его площади (протяженности), сравнить полученную величину со стоимостью объекта, указанной в договоре аренды. Наибольшая из них будет налоговой базой при исчислении налога в 2022 году.
С 2022 года исчисление налога на недвижимость по ставкам, уменьшенным решениями местных Советов депутатов, будет производиться с 1 января года, в котором такие решения приняты, если это прямо предусмотрено в них.
Установлен порядок исчисления налога на недвижимость организациями, которые применяют общий порядок налогообложения либо особый порядок налогообложения, предусматривающий уплату налога на недвижимость, в случае, если они переходят на особый порядок налогообложения без уплаты этого налога. Такие организации прекращают исчислять налог на недвижимость с 1-го числа первого месяца квартала, с которого они начали применять этот особый режим налогообложения.
С 2022 года введена норма о необходимости представления в налоговый орган по месту постановки на учет в течении 30 календарных дней со дня составления:
- копии дополнительного соглашения к договору финансовой аренды (лизинга), договору аренды капитального строения (здания, сооружения), его части, иного возмездного или безвозмездного пользования, заключенного организацией с физическим лицом.