Советом Министров Республики Беларусь 28.04.2022 принято постановление № 258 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 258).
Постановлением № 258 предусматривается, что с 01.12.2022 прослеживаемости будут подлежать как ввозимые, так и производимые на территории Республики Беларусь велотовары, классифицируемые кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 8711 60 100 0, 8711 60 900 0, 8712 00 300 0, 8712 00 700 0, 8714 91 100 7, 9503 00 100 9.
Субъектам хозяйствования, осуществляющим производство, оптовую и (или) розничную торговлю велотоварами, необходимо провести инвентаризацию образовавшихся у них остатков указанных товаров по состоянию на 01.12.2022 и представить данную информацию в налоговые органы по месту постановки на учет в виде электронного документа для включения в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» не позднее 01.04.2023.
Обращаем внимание, что в сведениях об остатках обязательно должна быть указана страна ввоза велосипедов.
Субъектам хозяйствования, осуществляющим либо планирующим осуществлять оборот велотоваров, необходимо заблаговременно (до 01.12.2022) предпринять ряд действий для организации электронного документооборота, в том числе:
1. Получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения - Global LocationNumber (GLN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси, в том числе и для филиалов, которым присвоен учётный номер плательщика (УНП).
2 Получить электронную цифровую подпись для лица (лиц), осуществляющих приёмку товаров и подписание накладных (в случае их отсутствия).
3. Определить оператора электронного документооборота (EDI-провайдера), с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ними договор.
4. Обучить персонал работе с электронными накладными.
С 01.12.2022 операции, связанные с оборотом велотоваров, подлежат оформлению электронными накладными.
Постановление № 258 вступило в силу 30.04.2022.В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» и от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении Указов Президента Республики Беларусь» в Республике Беларусь внедрены механизмы прослеживаемости и маркировки товаров.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке, определены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496» и от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
Одним из требований данных механизмов является обязательное использование субъектами хозяйствования электронных товарных и товарно-транспортных накладных (далее – электронные накладные).
На применение мер ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке до 01.09.2022 был установлен мораторий.
В рамках реализации Комплексного плана по поддержке экономики до 31 декабря 2022 г. мораторий продлевается, и его действие распространяется на оборот товаров, подлежащих прослеживаемости.
Обращаем внимание, что в период действия моратория субъектами хозяйствования должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение с 1 января 2023 года использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости.С 1 января 2022 года для организаций введены дополнительные ограничения на применение УСН.
Не вправе применять УСН плательщики:
- при сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), предоставлении в иное возмездное пользование несобственного имущества, в том числе с привлечением комиссионера (поверенного) или иного лица, действующего на основании договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора;
- реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, если присоединенная организация применяла УСН и в году, на который приходится дата присоединения, превысила предельное значение критерия валовой выручки для применения УСН, либо по итогам года, предшествующего году присоединения, - критерий валовой выручки для применения УСН без НДС.
Уменьшены значения критериев для перехода на УСН.
С 1 января 2022 г. предельные значения критериев для перехода на УСН составляют:
- численность работников в среднем за первые 9 месяцев предшествующего года - не более 50 чел.;
- валовая выручка нарастающим итогом за эти 9 месяцев - не более 1 612 500 руб.
Следует отметить, что для перехода на УСН с 1 января 2022 г. организация в 2021 г. должна соблюдать новые значения критериев.
Впервые зарегистрированные в 2022 г. организации могут применять УСН со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников не превышает 50 чел.
Также уменьшены критерии для применения УСН в 2022 г. Право на УСН будут утрачивать организации с месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором:
- численность работников в среднем с начала года превысила 50 чел.;
- валовая выручка нарастающим итогом превысила 2 150 000 руб.
Причем в случае превышения этих значений по итогам 2021 г. организация в 2022 г. также не может применять УСН. Этими новыми пороговыми значениями руководствуются в том числе организации, которые на 31 декабря 2021 г. являлись плательщиками налога при УСН без уплаты НДС и нарушали критерий для НДС по выручке - 1 481 522 руб.
Исключена возможность применения УСН с уплатой НДС.
С 1 января 2022 г. УСН заменяет исчисление и уплату НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. В связи с этим исключены критерии и условия перехода на уплату НДС и на УСН без уплаты НДС. Одновременно в 2022 г. сохраняются случаи обязательной уплаты НДС, указанные в статье 326 НК -2022
С 2022 г. предусмотрены две ставки налога при УСН:
- 6% - в отношении валовой выручки, кроме доходов в виде безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, денежных средств;
- 16% - в отношении указанных безвозмездно полученных объектов, которая действовала и в 2021 г.
Отчетным периодом с 2022 г. признается только календарный квартал.Республиканское унитарное предприятие «Информационно – издательский центр по налогам и сборам» приглашает в августе 2022 года принять участие в вебинаре на тему: «Актуальные вопросы приема денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Кассовая дисциплина: работаем без нарушений».
Дата |
Время проведения |
Тема |
Стоимость, руб. |
30.08.2022 |
10.00-12.00 |
«Актуальные вопросы приема денежных средств при продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг). Кассовая дисциплина: работаем без нарушений» |
90,00 (0,90*) |
*Скидка в размере 99 % от полной стоимости услуги на вебинар предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, оформившим в период с 18.08.2022 по 29.08.2022 подписку на журналы «Налоги Беларуси» и/или «Консультант предпринимателя» в печатной форме или форме электронных изданий на август 2022 года либо на III квартал 2022 года, в соответствии с приказом предприятия от 16.078.2022 № 72 «О предоставлении скидки».
Дополнительную информацию об услуге и условиях предоставления скидки можно получить у специалистов отдела подписки, продаж и рекламы редакции по тел.:(017) 269 19 38,269 19 79, 269 19 40; e-mail: seminarrup@mail.ru.
Ознакомиться с программой мероприятия и записаться можно на портале info-center.byС 1 июля 2022 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-3 вступили в силу положения Налогового кодекса, устанавливающие обязательства по постановке на учет в налоговых органах Республики Беларусь, исчислению и уплате НДС для иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, реализующих товары в рамках электронной дистанционной продажи белорусским организациям и физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), находящимся в Республике Беларусь.
Иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, реализующие дистанционно товары, обязаны в целях уплаты НДС встать на учет в инспекции МНС по г. Минску при наступлении следующих условий:
Электронная дистанционная продажа товаров – это реализация товаров, когда:
- заказ и оплата производится посредством сервисов, доступных на электронной торговой площадке;
- доставка товаров покупателю организуется посредством электронной торговой площадки.
Под электронной торговой площадкой понимается информационная система, предназначенная для организации и совершения покупок (продаж) в электронном формате, доступ к которой осуществляется через сайт в сети Интернет.
Покупателями Республики Беларусь, приобретающими товары при электронной дистанционной продаже, могут быть:
- физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели);
- организации.
Физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) определяется покупателем Республики Беларусь, если местом жительства физического лица является Республика Беларусь, что подтверждается его почтовым адресом (физическое лицо имеет почтовый адрес в Республике Беларусь).
Помимо данного критерия (например, если место жительства физического лица не известно) могут использоваться следующие условия определения физических лиц покупателями Республики Беларусь:
- местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом, является территория Республики Беларусь;
- сетевой (IP) адрес устройства, использованного физическим лицом, зарегистрирован в Республике Беларусь;
- международный код страны телефонного номера, используемого физическим лицом, присвоен Республике Беларусь.
Организация определяется покупателем Республики Беларусь, если местом государственной регистрации организации является Республика Беларусь.
Для определения организации в качестве покупателя Республики Беларусь (например, когда не известно место государственной регистрации) могут также использовать следующие критерии:
- местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый организацией, является территория Республики Беларусь;
- сетевой (IP) адрес устройства, использованного организацией, зарегистрирован в Республике Беларусь;
- международный код страны телефонного номера, международный почтовый индекс, международный код страны, использованные организацией для приобретения или оплаты таких товаров, присвоены Республике Беларусь.
2. В течение года оборот по реализации таких товаров покупателям Республики Беларусь превысил сумму, эквивалентную 10 000 евро.
Постановка на учет в налоговом органе указанных иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей осуществляется в электронном формате через единый портал электронных услуг (ЕПЭУ) бесплатно.
К заявлению о постановке на учет прилагается копия выписки из торгового регистра страны места нахождения иностранной организации, индивидуального предпринимателя или иное эквивалентное доказательство их юридического статуса в соответствии с законодательством страны их места нахождения.
Уплата НДС производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал). В 2022 г. НДС подлежит уплате:
- за III квартал – не позднее 24.10.2022;
- за VI квартал – не позднее 23.01.2023.
Декларация по НДС подается в электронной форме через личный кабинет плательщика на портале Министерства по налогам и сборам ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал). В 2022 г. декларация по НДС представляется:
- за III квартал – не позднее 20.10.2022;
- за VI квартал – не позднее 20.01.2023.
Уточненная декларация подается в двух случаях:
Налоговая база – стоимость товаров с учетом НДС.
Ставка налога составляет 10%, 20% в зависимости от категории товара.При приобретении с 01.07.2022 товаров при электронной дистанционной продаже у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, у белорусских организаций возникает право на налоговый вычет при исчислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС, п.9 ст.141-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
В связи с этим, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2022 №18 внесены соответствующие изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 №15 (далее - Инструкция).
В отношении товаров, приобретенных плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, и исчислении им суммы НДС в соответствии со ст.141-1 НК в электронном счет-фактуре (далее - ЭСЧФ), направляемом на Портал ЭСЧФ, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, указываются:
- в строке 3 "Дата совершения операции" - дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует моменту фактической реализации объектов в соответствии с пунктом 6 статьи 141-1 НК;
- в строке 4 "Тип ЭСЧФ" - тип ЭСЧФ "Исходный";
- в строке 6 "Статус поставщика" - статус поставщика "Иностранная организация";
- в строке 8 "УНП" указывается УНП, присвоенный иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю в соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 70 НК;
- в строке 15 "Статус получателя (по договору/контракту)" - статус получателя "Покупатель";
- в строках 16 - 30 - сведения на основании информации из документов, указанных в пункте 9 статьи 141-1 НК;
- в графе 12 "Дополнительные данные" раздела 6 "Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам" - признак дополнительных данных "Дистанционная продажа товара".
Остальные строки и графы формы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных в главе 3 Инструкции.В соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» и от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» в Республике Беларусь внедрены механизмы прослеживаемости и маркировки товаров.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке, определены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496» и от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
Одним из требований данных механизмов является обязательное использование субъектами хозяйствования электронных товарных и товарно-транспортных накладных (далее – электронные накладные).
В целях недопущения сокращения ассортимента при обороте товаров, удовлетворения спроса субъектов хозяйствования и обеспечения их нормального функционирования в условиях внедрения механизма маркировки до 01.09.2022 установлен мораторий на применение мер ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке (далее – мораторий).
В рамках реализации Комплексного плана по поддержке экономики до 31 декабря 2022 г. мораторий продлевается, и его действие распространяется на оборот товаров, подлежащих прослеживаемости.
ИМНС обращает внимание, что в период действия моратория субъектами хозяйствования должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение ими с 1 января 2023 года использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемостиПри приобретении с 01.07.2022 товаров при электронной дистанционной продаже у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь, у белорусских организаций возникает право на налоговый вычет при исчислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС, п.9 ст.141-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
В связи с этим, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2022 №18 внесены соответствующие изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 №15 (далее - Инструкция).
В отношении товаров, приобретенных плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, и исчислении им суммы НДС в соответствии со ст.141-1 НК в электронном счет-фактуре (далее - ЭСЧФ), направляемом на Портал ЭСЧФ, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, указываются:
- в строке 3 "Дата совершения операции" - дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует моменту фактической реализации объектов в соответствии с пунктом 6 статьи 141-1 НК;
- в строке 4 "Тип ЭСЧФ" - тип ЭСЧФ "Исходный";
- в строке 6 "Статус поставщика" - статус поставщика "Иностранная организация";
- в строке 8 "УНП" указывается УНП, присвоенный иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю в соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 70 НК;
- в строке 15 "Статус получателя (по договору/контракту)" - статус получателя "Покупатель";
- в строках 16 - 30 - сведения на основании информации из документов, указанных в пункте 9 статьи 141-1 НК;
- в графе 12 "Дополнительные данные" раздела 6 "Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам" - признак дополнительных данных "Дистанционная продажа товара".
Остальные строки и графы формы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных в главе 3 Инструкции.Деятельность в сфере игорного бизнеса является социально опасной, так как связана с таким ее негативным проявлением, как игровая зависимость, которая зачастую приводит к тяжелым финансовым последствиям как для игрока, так и для членов его семьи.
Игровая зависимость заставляет пренебрегать ранее установленными моральными и этическими ценностями, жизненным устоем в семейном, профессиональном и социальном плане, что ведет к снижению функциональности во всех вышеперечисленных сферах жизнедеятельности, эмоциональному разрушению личности игрока, межличностным конфликтам, обнищанию и даже суицидальным попыткам.
Игромания - это психическое расстройство человека, ведущее к патологической тяге к азартным играм и влекущее за собой зависимость от чувства азарта, которое становится доминирующим в жизни субъекта.
Любой гражданин может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений на срок от 6 месяцев до 3 лет путем подачи соответствующего письменного заявления любому организатору азартных игр республики. Данное заявление возврату не подлежит и рассматривается как заявление, поданное всем организаторам азартных игр на территории Республики Беларусь. Таким образом, подав заявление любому организатору азартных игр, физическое лицо ограничивает себя в посещении всех игорных заведений на территории Республики Беларусь.
Ограничить физическое лицо в посещении игорных заведений и участии в азартных играх могут и члены семьи игромана, если он вследствие участия в азартных играх ставит себя и свою семью в тяжелое материальное положение. Обратиться в суд с заявлением об ограничении физического лица в посещении игорных заведений и участии в азартных играх вправе родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, опекуны, попечители, супруг (супруга), а также иные лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство, прокурор, органы опеки и попечительства.
Организатору азартных игр запрещается допускать в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, которые самостоятельно себя в этом ограничили, либо ограниченных по решению суда. За нарушение указанного требования предусмотрена административная ответственность.
В случае если вы располагаете информацией о факте допуска в игорное заведение физического лица, ограниченного в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, вы можете сообщить об этом по номеру 189.
Ежегодно во второе воскресенье июля отмечается наш профессиональный праздник – День работников налоговых органов, установленный Указом Президента Республики Беларусь в марте 1998 года.
Налоговая служба является одним из важнейших звеньев в системе государственного управления, вносит значимый вклад в экономическое развитие страны. От ее четкой и оперативной работы зависит исполнение одной из наиболее значимых целей – максимальное обеспечение и повышение поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет. Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району профессионально решает эти задачи.
На 01.06.2022 года на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестском району состоит 2002 организации, 2392 индивидуальных предпринимателей, 89542 физических лиц, которые уплачивают имущественные налоги. С целью создания максимально комфортных условий взаимодействия между плательщиками и налоговыми органами активно внедряются современные форматы обслуживания, электронный документооборот, возможность дистанционного взаимодействия посредством электронных сервисов. Все категории плательщиков: юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица – могут своевременно представить налоговую отчетность, осуществлять административные процедуры, получать разъяснения о принятых решениях, направлять запросы о разъяснении законодательства и прочее в режиме онлайн. С помощью интернет-сервиса «Личный кабинет физического лица» физическим лицам доступна услуга по заполнению и отправке в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц, уведомления об осуществлении деятельности для расчета единого налога, получать и распечатывать извещения на уплату налога на недвижимость и земельного налога с физических лиц, подоходного налога с физических лиц. Для удобства плательщиков в настоящее время на сайте МНС в разделе «Электронные сервисы» размещена и доступна для скачивания версия мобильного приложения «Личного кабинета физического лица» для использования на смартфонах и планшетах. На сегодняшний день 15520 физических лиц зарегистрированы в качестве пользователей «Личного кабинета».
Пользуясь случаем, особую благодарность хочется высказать в адрес плательщиков, которые добросовестно исполняют обязательства по уплате налогов в бюджет и понимают важность государственной задачи, ведь укрепление экономики страны – наше общее дело.
Неизменной основой нашей службы являются люди, честно и профессионально исполняющие долг перед государством, осознающие ответственность возложенной на них работы. Залог эффективности работы налоговых органов – профессионализм, компетентность, порядочность, доброжелательность и искренность сотрудников. Все эти качества позволяют нам находить общий язык и понимание в работе с плательщиками.
По случаю профессионального праздника, уважаемые коллеги и ветераны налоговой службы, примите самые искренние пожелания крепкого здоровья, мира и добра, новых профессиональных успехов и достижений.